Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ
Дошкольное
образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой
системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности -
активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер
ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и
социально значимых качеств.
Психологическое сопровождение, согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее — ФГОС ДО), является важнейшим условием повышения качества
образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как
адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
Пункт 1.6. ФГОС ДО гласит: «Стандарт
направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и
содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного
и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка
как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
7) обеспечения вариативности и
разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Согласно профессиональному стандарту
психолога в сфере образования (педагога-психолога), целями профессиональной
деятельности педагога-психолога являются:
1) психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего,
профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных
образовательных программ;
2) оказание психолого-педагогической
помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в
освоении основных обобщеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации. Таким образом, психологическое сопровождение образовательного
процесса должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и
коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное
сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом
организации. В основу написания Рабочей программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении (далее — Программа) легли:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155;
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1022
"Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-
(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №
1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного
образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно - эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
-
СанПин 2.3/2.4.3590-20 у;
-
Устав МАДОУ № 4,
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 4, разработанная в
соответствии с ФОП ДО, с учетом ФГОС ДО.
В дошкольных образовательных учреждениях
возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение
образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить
сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с
участниками образовательных отношений в дошкольной организации повышает
эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического
развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее
продуктивный характер образовательной деятельности.
Психологическое сопровождение участников
образовательного процесса в ДОО предполагает:
-
повышение
уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с
ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и
закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность
развития базовых познавательных процессов;
-
принятие
условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
-
умение
распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере
интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение
рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе,
направленном:
-
на
психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей (законных
представителей);
-
гуманизацию
воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на
ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
-
адаптацию
ребенка к детскому саду;
-
раннее
выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при
групповой форме работы;
-
организацию
коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями
(законными представителями).
Таким образом, психологическое
сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной
организации является обязательным в условиях реализации ФГОС ДО.
Объект Программы - воспитанники ДОУ в возрасте
от 2 до 7 (8) лет, в том числе с ограниченными возможностями развития, их
родители и педагоги, непосредственно работающие с детьми (воспитатели,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные работники, инструктор
физического воспитания, представители администрации).