Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ

  Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности - активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.  

Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.

Пункт 1.6. ФГОС ДО гласит: «Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Согласно профессиональному стандарту психолога в сфере образования (педагога-психолога), целями профессиональной деятельности педагога-психолога являются:

1) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;

2) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных обобщеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом организации. В основу написания Рабочей  программы психолого-педагогического  сопровождения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее — Программа) легли:

-        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

-        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022

"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

-        (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)Хочу такой сайт

-        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

-        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-        СанПин 2.3/2.4.3590-20 у;

-        Устав МАДОУ № 4, Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 4, разработанная в соответствии с ФОП ДО, с учетом ФГОС ДО.

В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в ДОО предполагает:

-        повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;

-        принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;

-        умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.

Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном:

-        на психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей (законных представителей);

-        гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;

-        адаптацию ребенка к детскому саду;

-        раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;

-        организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является обязательным в условиях реализации ФГОС ДО.

Объект Программы - воспитанники ДОУ в возрасте от 2 до 7 (8) лет, в том числе с ограниченными возможностями развития, их родители и педагоги, непосредственно работающие с детьми (воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные работники, инструктор физического воспитания, представители администрации). 

Рабочая программа по психолого_педагогическому сопровождению образовательного процесса ДОУ Документ подписан электронной подписью Серийный номер 621155870821871113599202232315231496316070162526 Директор/Заведующий Матюшенко Елена Сергеевна Дата подписания документа 11.09.2023 10:31:57 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».