Безопасность

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Тема детской безопасности становится неотъемлемым спутником жизни любого родителя с момента рождения ребенка – этот факт вряд ли кто-то оспорит. Сомнения, страхи, тревожность присутствуют в нашей жизни в той или иной степени постоянно.

Как же быть с реальными опасностями для детской жизни? Трудная правда состоит в том, что ребенка от всего не оградить. Да и не стоит! Но можно и нужно научить его видеть реальные угрозы и по возможности избегать их.

Воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.

 

ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОСТИ:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Приступая к воспитанию безопасности, в первую очередь необходимо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и душе своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая безопасность. Если ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защитят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассудительная голова и мудрая, подготовленная душа. Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тренированным телом и позволят эту опасность преодолеть. Так что первое, о чем нужно заботиться – это не знание свода правил безопасности, а именно доверительные взаимоотношения. Только в открытое сердце ребенка можно посеять доброе семя, только так он захочет слушать.

Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни ребенка будут все равно. Но если родители помогут ему создать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный человек, переживет их гораздо проще.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо:

дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

развить у детей самостоятельность и ответственность.

Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

 

КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВЕТЫ    

РОДИТЕЛЯМ

Было бы здорово дать детям единственно верную инструкцию на все случаи жизни и перестать бояться. Но такой инструкции  нет.

Зато каждый из нас может помогать ребенку ― разрешать ему приобретать собственный опыт и бережно поддерживать на этом пути, тренируя вместе с ним навыки, которые помогут в ситуации реальной опасности.

Как же добиться этого?

Обучайте заранее.

То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем и необходимо воспользоваться.

Например, в очередной раз вы рассказываете малышу сказку про шустрого Колобка— и неназойливо комментируете «колобковское» поведение: «Ой-ай, Колобок, ты зачем один убежал из дома...». Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша на том, что может случиться, если... Если ты остался один («Гуси – лебеди»), если нарушишь строгий запрет («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), если встретишься с незнакомцем и с ним поведёшь разговор («Глиняный парень»), если, поддавшись на соблазн, высунешься в окошко («Кот, петух и лиса»).

Конечно, использовать стоит не только детские сказки. Всегда, когда ребенок сталкивается (в сказке, в игре или в реальной жизни) с неожиданной/опасной для него ситуацией, делайте акцент на том, в чём же опасность и как можно её избежать.

Таким незатейливым способом вы закладываете основы и готовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. При этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, трудно представить себя на месте кого-то другого. Им обязательно нужно прочувствовать ситуацию, как бы погрузиться в неё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытно и... чуточку страшно: а вдруг это случилось со мной?

Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра. Так, например, те же сказки можно не только читать и рассказывать, но ещё и разыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки— и разыграли короткую сценку. А можно и просто придумывать маленькие сюжеты. Разыграли— поговорили, а потом поискали вместе выход— что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы в беду не попасть»? 

Разные ролевые игры с мягкими игрушками, книги или рассказы-сказки помогают научить ребенка безопасности, помогают как маленьким, так и детям постарше понять, попрактиковаться и запомнить, как вести себя в разных ситуациях.

 

Обучайте наглядно и разнообразно. Конечно, об опасностях можно и просто поговорить, но вместе с практическим действием любая информация крепче запоминается! Ребенок должен увидеть, ощутить, воспринять через свои органы чувств и эмоционально.

Можно сто раз повторить дошколёнку: «Не узнав, кто за дверью находится, её открывать нельзя». Но этого мало! Нужный навык приобретается и закрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. «Кто к нам пришёл?»,— спрашиваете ребёнка и предлагаете ему самому подойти, посмотреть в глазок, спросить «Кто там?» (итак далее). А в следующий раз — пусть действует уже без подсказки. А вы наблюдаете, и выясняете, что запомнил малыш, а что — ещё нет, и в чём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.

 

Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше. Например, поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку из фильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат и повесить на видном месте, устроить соревнование, дать задание и проверить, как он выполняет его.

Обучайте правилам безопасности во время прогулки, игры, обычного разговора, по дороге в детский сад. Обучайте, объясняйте так, чтобы ребенок понял.

Практикуйте это до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок понимает ситуацию и не стесняется ее. 

 

Правила - соблюдайте!

Когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Не назидательно, а так, в подходящий момент. «Сейчас так рано темнеет,— рассуждает мудрая мама,— не пойдём по тёмному скверику, пойдём по дороге, там горят фонари». Вроде брошена фраза случайно, но случай за случаем... Вот и отложится  в голове.

Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия— те самые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, выговорите так, например: «Нет, мы не будем прятаться под этим высоким деревом: вовремя грозы это опасно»,— и объясняете, почему. «И под аркой не будем прятаться — там темно, место совсем незнакомое... Добежим вон до того магазина, там много людей...»

Полезно и по-другому: не выдавать «голую» информацию, а втянуть ребёнка в беседу. Задавать вопросы — пусть думает человек. Сам процесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно.

А как ты думаешь, угрюмый человек— значит плохой? А если улыбается— он хороший? А может быть, наоборот? К кому в этом супермаркете ты бы обратился за помощью? Как ты думаешь, почему преступники должны маскироваться и придумывать разные уловки, почему они не могут просто схватить ребенка и побежать с ним? Что было бы, если бы сейчас кто-то прямо у нас во дворе куда-то потащил ребенка? А если бы ты увидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, чтобы ты сделал, если бы ни меня, ни папы не было рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают версии, поэтому отлично запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили.

Ещё лучше— побуждать ребенка к тому, чтобы он сам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит— ему интересно, значит, новая информация оставит в памяти след.

 

Поощряйте правдивость и откровенность.

Если для вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Что вас обманывать и обмануть нельзя – себе же хуже. 

Дети вообще-то не любят лгать, в своей изначальной природе они правдивы, и только мы сами приучаем их к этому. Необходимо поощрять желание ребенка честно рассказать вам о каком-либо событии. Так вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что он что-то скрывает, а во-вторых, вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопасности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.

 

Старайтесь строить фразы так, чтобы обойтись без «не», «нет» и «нельзя».

Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т.д. Однако отметим, что до 6–8, а иногда и до 10 лет у ребенка не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ее воспринимать. В результате все, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» – ходи, «не открывай» – открывай и т.д. Знание только того, как не надо делать, не поможет разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.

В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко (рядом) от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что уже темнеет; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; будь осторожен, открытые окна опасны!

 

Запретами не увлекайтесь. Всякий раз спрашивайте себя: «Это действительно надо для его безопасности, или я запрещаю лишь потому, что мне так спокойней и проще?»

 

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать.

Дети плохо воспринимают и запугивания, и страшилки, и занудные родительские советы. Поэтому уроки безопасности лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».

 

Проверяйте и закрепляйте всё то, чему научили ребенка.

Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику.Хочу такой сайт

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в долговременную, то есть запомнится, и уже надолго. Информация легко переходит в долговременную память:

когда она яркая, эмоциональная;

когда человек повторяет её, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: «мне пригодится, это важно, помни!»

В идеале должно быть так: освоил новый материал; затем – повторять: сразу же, через 3 дня, через неделю – через месяц.

Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особенности именно вашего ребенка – залог его безопасного будущего и вашего спокойствия.

 

Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одной методической рассылки. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования.

Детская безопасность начинается с самих родителей: c их здравомыслия, положительного примера, с их способности предвидеть поступки ребенка. И, конечно, с безусловной и искренней родительской любви!

Главное, что требуется от родителей, – это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлексов! Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя вести. Вот тогда ребёнок не растеряется, только тогда он в настораживающей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя.

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором обязательно должны участвовать родители.

Тогда жизнь детей будет в безопасности.

 

Рекомендуемая литература:

Заряна Некрасова, Нина Некрасова  «Без опасности. От рождения до школы» и «Без опасности. Школьные годы»

Эти книги – настоящий сборник советов, как привить детям навыки безопасности с самого раннего детства - используя сказки, игры, попутные беседы, комментарии к фильмам и жизненным ситуациям. Отдельный раздел посвящен детским страхам и правильной стратегии борьбы с ними. Книга наполнена играми, тестами и идеями для детей и родителей.

Скачать книги можно по ссылкам: http://www.klex.ru/77n и http://www.klex.ru/77o.

 

Людмила Петрановская  «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2».

В первой части известный детский психолог в увлекательной форме рассказывает ребёнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности. Эта книга написана лёгким языком, с весёлыми картинками - всё это делает доступными для усвоения навыки поведения в сложных ситуациях.

Во второй части речь идет о выборе, о принятии решений, об ответственности, о том, как важно уметь оценивать риски. Она станет умным собеседником для школьников и бесценным помощником для их родителей.

Скачать книги можно по ссылкам:

http://cssu.bugulma.ws/wp-content/uploads/2015/05/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf и

http://mail.detkityumen.ru/media/upload/2014/03/04/L_Petranovskaya_Chto_delat_esli_2.pdf

Лия Шарова «Стоп-Угроза. Дети в безопасности»

Эта книга-пособие о том, как научить ребенка думать о возможной опасности, не бояться ее, знать, что нужно делать в разных ситуациях и уметь «быть плохим и непослушным» тогда, когда это нужно. Скачать книгу можно по ссылке: http://school37dinsk.ucoz.ru/DOK/eshe/kniga-l.v.sharovoj_deti_v_bezopasnosti.pdf

 

Памятка для родителей «Безопасность ваших детей», разработанная Центром исследований в области безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью МЧС Республики Беларусь, размещена здесь: http://ltk.grsu.by/uploads/files/public/pogar.pdf

 

Статья А.С.Чернявской «Обучаем ребенка навыкам личной безопасности» размещена по ссылке: http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/obychaem_bezopasnosti/

С информационным проспектом «Безопасность детей в Интернете» можно ознакомиться по ссылке: https://www.ifap.ru/library/book099.pdf

Видеоматериалы:

Вводную лекцию к циклу онлайн-практикумов по детской безопасности «Нам не страшен этот мир», который проводит в школе родительства «Большая Медведица» психолог, педагог, инструктор по жизни и безопасности Роберт Туйкин, можно скачать по ссылке:

http://bmshkola.ru/project/stopopasnost/?utm_source=vk&utm_medium=ssylka&utm_campaign=stopopasnost

 

Дети в безопасности.pdf (скачать) (посмотреть)
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЖИЗНИ.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».