Рабочая программа освоения детьми четвертого года жизни образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности
Рабочая программа (далее - Программа)
раскрывает содержание и организацию образовательной деятельности в младшей
группе (далее – группа) с детьми 3-4-х лет в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №4» (далее – МАДОУ).
Программа разработана в соответствии с
Федеральной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022), (далее – ФГОС ДО).
При разработке Программы учитывались
следующие нормативно правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в
силу с 28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. №
124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. №
32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации общественного питания населения».
6. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №
2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
7. Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования».
8. Приказ Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от
31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
9. Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
На уровне МАДОУ:
- Образовательная программа дошкольного
образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №4»;
- Положение о Рабочей программе педагога
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№4».
Программа состоит из обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Обязательная часть разработана на основе
Образовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 и, согласно ФГОС ДО,
составляет не менее 60% от общего объема Программы.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
Выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам дошкольников, а также возможностям педагогов,
работающих с детьми младшей группы.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений разработана на основе:
Парциальной программы «Добро пожаловать
в экологию» по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста
О.А. Воронкевич.
Парциальной программы «Формирование
культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», автор Л.Л. Тимофеева.
Парциальной программы по физическому
развитию Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Н.Э. Власенко.
Программа по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки» И.
Каплунова, И. Новоскольцева
Парциальная программа художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,
автор, И.А. Лыкова Возможно кто-то использует самостоятельно.
6.
Парциальная программа «Система обучения плаванию детей дошкольного
возраста: учеб-но-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. — 2-е изд.,
перераб. — СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022 — 288 с. основанна на использовании пособия Т. И.
Осокиной, Е. А. Тимофеевой, Т. Л. Богиной.
Регионального содержания.
Цель Программы в обязательной части:
разностороннее развитие ребёнка среднего дошкольного возраста с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Цель Программы, в части, формируемой
участниками образовательных отношений: создание условий для расширения и
углубления основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить
образовательные и индивидуальные потребности, избирательные интересы
дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования
с учетом региональных
Программа содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
В целевом разделе указаны цели и задачи
Программы, принципы её формирования. Включены планируемые результаты освоения
Программы в обязательной части и в части, формируемой участниками
образовательных отношений. Представлены характеристики возрастных особенностей
детей 3-4 лет. Определены подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
В нем раскрыто описание вариативных
форм, методов и средств реализации Программы. Представлены особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик, а также способов
поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие педагогического
коллектива с семьями дошкольников, направления, задачи и содержание
коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В части, формируемой участниками
образовательных отношений, представлено описание образовательной деятельности
по реализации парциальных программ и регионального содержания.
В содержательный раздел Программы входит
рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, организацию
развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ. Показано материально-техническое
обеспечение Программы в обязательной части и в части, формируемой участниками
образовательных отношений
В разделе определены примерные перечни
художественной литературы, произведений изобразительного искусства для
использования в образовательной работе с детьми младшей группы.
Представлены примерный режим и
распорядок дня для детей 3-4 лет, федеральный календарный план воспитательной
работы
К Программе предложена педагогическая
диагностика развития детей младшей группы (3-4 лет) по методике Н.В. ВЕРЕЩАГИНОЙ