Рабочая программа освоения детьми третьего года жизни образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности
Рабочая программа (далее -
Программа) раскрывает содержание и организацию образовательной деятельности в
группе раннего возраста (далее - группа) с детьми от 2 до 3-х лет в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
4» (далее – ДОО).
Программа разработана в
соответствии с Федеральной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028)
и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022), (далее – ФГОС
ДО).
При разработке Программы учитывались
следующие нормативно правовые документы:
1.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
3.
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения».
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования».
8.
Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
9.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии».
На
уровне ДОО:
-
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4»
-
Положение о Рабочей программе педагога Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 4».
Программа состоит из обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми в соответствии с требованиями ФГОС
ДО.
Обязательная
часть разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4»
и, согласно ФГОС ДО, составляет не
менее 60% от общего объема Программы.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
План реализации краткосрочных образовательных
практик (далее – КОП).
Выбор парциальной программы и
педагогическая деятельность по реализации КОП в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей раннего возраста, а также
возможностям воспитателей группы.
Программа
включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят
рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания), примерный режим и
распорядок дня для детей от 2 до 3-х лет, календарный план воспитательной
работы (далее – План) и иные компоненты.
Программа
содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В
целевом разделе указаны цели и задачи Программы, принципы её формирования.
Включены планируемые результаты освоения Программы в обязательной части и в
части, формируемой участниками образовательных отношений. Представлены
характеристики возрастных особенностей детей раннего возраста. Определены подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный
раздел представляет описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;
физическое
развитие;
художественно-эстетическое
развитие.
В
нем раскрыто описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы.
Представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик, а также способов поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие
педагогического коллектива с семьями детей раннего возраста, направления,
задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми
образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В части, формируемой участниками
образовательных отношений, представлено описание образовательной деятельности
по реализации парциальной программы и краткосрочных образовательных практик.
В
содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Организационный
раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации
Программы, организацию работы с детьми в период адаптации, организацию
развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Показано
материально-техническое обеспечение Программы в обязательной части и в части,
формируемой участниками образовательных отношений
В
разделе определены примерные перечни художественной литературы, произведений
музыкального и изобразительного искусства для использования в образовательной
работе с детьми раннего возраста.
Представлены
примерный режим и распорядок дня для детей от 2 года до 3-х лет, федеральный
календарный план воспитательной работы.
В
Приложении к Программе предложена педагогическая диагностика развития детей от
1 года до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет по методике Е.О. Смирновой, Л.Н.
Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой.