Проект "Я люблю русские народные сказки"
15.02.2022
Актуальность проекта:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Срок реализации проекта: с 15 января по 1 феврал.
Цель: Формировать у ребенка социально-нравственные качества через организацию игр по сказкам. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие жизненные ситуации, развивать творческие способности через знакомство с русскими народными сказками.
Участники проекта – дети старшей группы возраста (5-6 лет) и их родители.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
- Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
- Заложить начало формированию образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.
Прогнозируемый результат.
- Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
- Развитие эмоциональной отзывчивости.
- Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей.
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- Содействие творческому развитию детей.
- Развитие интереса к русской литературе.
Продукт проектной деятельности:
- Изготовление настольного кукольного театра.
- Рисунки, поделки, пластелинография по сказкам.
Основные этапы реализации проекта: Подготовительный:
- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Основной: Совместная деятельность детей и воспитателя.
- Чтение сказок.
- Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
- Игры –драматизации по сказкам.
- Конкурс чтецов отрывков из произведений.
- Игры на звукоподражание.
- Сочинение своей сказки.
- Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
- Викторина по математике «Герои сказок в цифрах».
- Оформление выставки детских работ по сказкам.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ (ОСНОВНОЙ).
Образовательные области | Проектная деятельность | Задачи |
Познание | - Чтение сказок; - Беседа: «Какие бывают сказки?», - Беседа: «Чему учит сказка?». - Игровая деятельность: - Д/И «Из какой сказки» | - Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов. - Способствовать формированию у детей интереса к сказкам. - Воспитание стремления к любви, добру, красоте; чувства уверенности в своих возможностях; |
Коммуникация | - Составление сказки «Про богатыря» - Заучивание отрывок из сказок. | - уточнить их представления о структуре сказки, учить анализировать текст. - активировать прилагательные. Обобщать словарь образными словами и выражениями; - обогащать представления детей об отдельных эпизодах сказки. |
Чтение художественной литературы | Чтение сказок по выбору детей. | - учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок; - создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности; |
Социализация | - экскурсия детей по городу Североуральску - создание папки «Город Североуральск» | - познакомить с традициями родного города; - обогащать эмоциональную сферу детей; - формировать нравственные и патриотические чувства; - приобщать к ценностям родного края; - воспитывать заботливое отношение к родному городу. |
Художественное творчество | Рисование «Любимая сказка», «Я хочу быть похож на…» Лепка «Сказочный герой» Пластелинография: «Добрая сказка» | - учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать. - вызвать интерес к созданию образных и глубоких по смыслу композиций; - развивать чувство цвета; - развивать чувство цвета и композиции; - учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) |
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
- Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Заключительный этап: Совместная деятельность детей и родителей.
-Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;
-Заучивание отрывков из сказок;
-Совместное творчество родителей и детей по изготовлению поделок (из овощей), рисунков по сказкам.
- Оформление выставки «Моя любимая сказка»;
Результативность проекта:
-Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я».
- Приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
- Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников.
- Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле).
- Умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами.
- Проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2018
Дата обновления: 13.03.2024
Дата публикации: 15.02.2022