Участие на городских педагогических чтениях в 2013-2014 учебном году «Условия достижения качества образования»

01.01.2017

Применение Су-Джок терапии

при коррекции речевых нарушений у детей

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Потребность государства и школы в качестве услуг дошкольного образования находят своё отражение в ФГТ, которые диктуют необходимость обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу, в том числе и для детей с недостатками в физическом или психическом развитии. В условиях решения этих стратегических задач коррекционно-логопедическая работа призвана обеспечить возможность детям с речевыми нарушениями освоить основную образовательную программу дошкольного образования, что является результатом успешной подготовки к обучению в школе.

Анализируя результаты ежегодно проводимого мониторинга, я обратила внимание на ряд проблем:

- отмечается тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития;

- более 60% воспитанников детского сада нуждаются в коррекции речевых нарушений, однако достаточно поздно, в возрасте 5–6 лет, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда;

-не все родители объективно оценивают ситуацию и своего ребёнка, либо не придают значения «небольшим» недостаткам в детской речи – «вырастет само пройдёт», либо, осознавая серьёзность проблемы в речевом развитии, ищут виноватого «кто-то, что-то не сделал, поэтому нарушения остаются».

В сложившейся ситуации, проблематично обеспечить качествоосвоения основной образовательной программы дошкольного образования детьми с нарушениями в речевом развитии, предусмотренного нормативно-правовым законодательством.

Таким образом, актуализируется необходимость поиска эффективных путей, способов не только коррекции развития речи ребенка, но и профилактики и ранней диагностики речевых нарушений, а также, повышения уровня компетентности педагогов и родителей в способах их преодоления.

Свой выбор я остановила на нетрадиционных методах воздействия, как перспективного средства оптимизации коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Возможность использования коррекционно-игровой технологии во всех направлениях педагогического процесса определили мой выбор коррекционно-игровой технологии «Су-Джок терапии». Маленький и компактный массажер, который очень удобно всегда носить с собой, состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев. Су-Джок терапия имеет ряд преимуществ:

- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред;

- доступность применения – они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат, могут использоваться детьми разных возрастных групп; - универсальность - возможность включения во все виды детской деятельности.

С целью систематизации внедрения данной технологии и интеграции коррекционной работы в образовательный процесс был разработан педагогическийпроект «Здоровье на ладошке».

Цель проекта: оптимизировать коррекционную и профилактическую работу по развитию речи детей посредством Су-Джок терапии.

Задачи проекта:

- создать условия для реализации проекта;

- использовать элементы Су-Джок терапии в совместной деятельности педагогов и детей на различных этапах работы по коррекции речи, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

- повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей посредством Су-Джок терапии;

- нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- проанализировать эффективность проделанной работы.Хочу такой сайт

Содержание и этапы реализации проекта.

На подготовительном этапе реализации проекта:

1. Проанализировала состояние речи детей посещающих логопедические занятия, выяснилось: что 43% имеют низкий уровень речевого развития, 57% - средний уровень.

2. Анкетирование по запросам родителей показало, что 87% родителей считают важным условием для подготовки ребенка к школе получение коррекционных услуг учителя-логопеда. Мотивировала родителей на участие в проекте, привлекла их к покупке комплекта материалов по Су-джок. Разработала картотеку дидактических игр с использованием технологии Су-джок.

Этап реализации проекта

Работа с применением Су-Джок терапии проводилась во всех возрастных группах воспитателями для профилактики речевых нарушений, но, преимущественно, в подготовительных группах на логопедических занятиях, воспитателями в НОД, самостоятельной деятельности детей и в режимных моментах.

В коллективе групп сформировалась традиция: дети самостоятельно выполняют массаж рук с помощью шаров - ёжиков, читая незатейливые стихотворения, рассказывая сказки, отмечая процедуру в графике. В самостоятельной деятельности воспитанники группы часто самостоятельно пользуются материалами коррекционного центра: используют шары для слогового и звукового анализа на карточках-схемах; организуют совместные дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Родители также охотно включились в проект: приняли участие в формировании коррекционного центра «Волшебные шарики», в частности оформляли плакаты и схемы, постоянно знакомились с материалами сборника «Су- джок терапия». Часто родители обращаются за советом, какие игры Су-джок терапии целесообразно использовать для развития памяти, внимания и т.д.

Результаты проекта

Мониторинг речевого развития детей проводился по методике Быховской А. М.,

Казовой Н.А.

- Повышение уровня заинтересованности детей. (Дети с огромным удовольствием идут на занятия, меньше устают, все чаще используют мячики и кольца Су-Джок в самостоятельной деятельности).

- Нормализация мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах).

- Повышение качества коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (нарушениями речи): развитие всей языковой системы в целом. (Итоговая диагностика 2012-2013 учебного года (на момент завершения педагогического проекта «Здоровье на ладошке») обозначила положительную динамику в развитии речи детей с диагнозом «Дизартрия» по сравнению с результатами 2011-2012 учебного года. Средний уровень развития речи уменьшился на 28%, пограничный - увеличился на 57%, высокий увеличился на 14%.. В то время как в 2011-2012 учебном году (когда технология СУ-Джок терапия не использовалась) динамика в развитии речи детей с тем же диагнозом была значительно ниже: средний уровень развития речи уменьшился на 37%, пограничный - увеличился на 64%, высокий уровень отсутствует, несмотря на то, что низкий уровень речевого развития на начало 2012-2013 учебного года составлял 43%, что на 16% больше, чем на начало 2011-2012 учебного года.)

-Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей посредством Су-Джок терапии. (70% педагогов посещали консультации, мастер-класс по применению Су-Джок терапии, более 40% воспитателей используют в своей работе. Родители также охотно включились в проект: приняли участие в формировании коррекционного центра «Волшебные шарики», постоянно знакомились с материалами сборника «Су- джок терапия». Часто родители обращаются за советом, какие игры Су-джок терапии целесообразно использовать для развития памяти, внимания и т.д. Из беседы с родителями, чьи дети посещали логопедические занятия, выяснилось, что 80% используют Су-Джок терапию в домашних условиях ).

- Создание картотеки игр с массажным мячиком, информационных стендов для родителей и педагогов.

Таким образом, результаты проекта подтверждают эффективность использование Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей, и, на ряду, с традиционными методами логопедической работы оптимизирует процесс коррекции речи, тем самым дает возможность детям с речевыми нарушениями освоить основную образовательную программу дошкольного образования, что является результатом успешной подготовки к обучению в школе. Поэтому, в дальнейшем, планирую продолжать работу с использованием данной технологии.

Просмотров всего: , сегодня:

Презентация "Использование Су-джок терапии при коррекции речевых нарушений" (скачать)

Дата создания: 20.11.2018

Дата обновления: 20.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».