Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13 фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А электронный адрес: skazkads4@mail.ru адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48 ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от «31 » августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО: Приказом заведующего МАДОУ № 4 от «31» августа 2023 г. № 142 СОГЛАСОВАНО: Заседанием Совета родителей Протокол от «31» августа 2023 г. № 1 Положение об оказании логопедической помощи воспитанникам Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» 1. Общие положения Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» (далее – МАДОУ № 4) регламентирует деятельность МАДОУ № 4, осуществляющего образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи и трудности в освоении ими Образовательной программы дошкольного образования (в том числе адаптированные). Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются: - организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; - организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; - организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций для родителей (законных представителей), педагогам МАДОУ № 4; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 1. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ № 4 Логопедическая помощь оказывается МАДОУ № 4 независимо от ее организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательной программы. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию согласно Приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документации определяется локальным нормативным актом МАДОУ № 4, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. Срок хранения документации составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом МАДОУ № 4, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 1) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПк) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 – 12 воспитанников с ОВЗ; 2) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 4, развитии и социальной адаптации (проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом) из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников; 3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом МАДОУ, из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) или согласия родителей (законных представителей) воспитанников (Приложение 2, Приложение 3 к Положению). Логопедическая диагностика осуществляется два раза в год, включая входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительность которых составляет 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностическое мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов МАДОУ № 4, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие виды диагностики, уточняющие речевой статус воспитанников. По запросу педагогов МАДОУ № 4, возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогом, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (Приложение 4 к Положению) на воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4. Положения. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПк, ППк. Зачисления воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного воспитанника. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего МАДОУ № 4. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Количество и периодичность индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанников, рекомендаций ПМПк, ППк. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы МАДОУ. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем- логопедом на основании рекомендаций ПМПк, ППк и результатов логопедической диагностики. Логопедические занятия проводятся в оборудованных помещениях, с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемые к данным помещениям (Приложение 5 к Положению). В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и индивидуальным планом работы (методическая, подготовительная, организационная и иная работа). Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательных отношений (администрация, педагоги, родители (законные представители)), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Консультативная деятельность осуществляется через организацию: - постоянно действующей Консультативной службы для родителей (законных представителей); - индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогов и администрации МАДОУ; - информационных стендов. 2. Логопедическая помощь при освоении Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие МАДОУ № 4, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии речи. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5. Положения. Для детей, получающих образование вне МАДОУ № 4 (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих МАДОУ, необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов». Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк или ПМПк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 4, развитии и социальной адаптации (проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения воспитанника, разработанной и утвержденной МАДОУ № 4 (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий). При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводится в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.3648-20) и составляет: - для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут; - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут; - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Предельная наполняемость групповых и подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования – не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк или ПМПк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательной программе МАДОУ, развитии и социальной адаптации (проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом) – не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ № 4. Приложение 1 к Положению об организации логопедической помощи воспитанникам МАДОУ № 4 Документация учителя-логопеда при оказании логопедической помощи 1. Программа или план логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда. 3. Расписание занятий. 4. Индивидуальные карты речевого развития детей, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. Приложение 2 К Положению об организации логопедической помощи воспитанникам МАДОУ № 4 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательной деятельность Согласие родителей (законных представителей) на логопедическое обследование ребенка Я (Ф.И.О. родителя (законного представителя) являясь родителем (законным представителем) (Ф.И.О. , дата рождения ребенка) даю согласие на его (ее) логопедическое обследование Учитель-логопед: - предоставляет информацию о результатах логопедического обследования ребенка при обращении родителей ( законных представителей); - не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями. Настоящее согласие дано мной « » 20 Подпись г. Приложение 3 к Положению об организации логопедической помощи воспитанникам МАДОУ № 4 ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Заведующему МАДОУ № От (Ф.И.О. родителя (законного представителя)) Проживающего по адресу: Телефон: Заявление Я, Ф.И.О. родителя (законного представителя) обучающегося Являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) Ф.И.О, группа, в которой обучается воспитанник, дата рождения (дд.мм.гг) Прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/ учителя – логопеда (нужное подчеркнуть). «_ »_ 20 г. / / (подпись) (расшифровка подписи Приложение 4 к Положению об организации логопедической помощи воспитанникам МАДОУ № 4 Педагогическая характеристика на воспитанника (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: - дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; - образовательная программа (полное наименование); - особенности организации образования: 1. в группе/классе; 2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.; 3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ….; 4. на дому; 5. в медицинской организации; 6. в форме семейного образования; 7. сетевая форма реализации образовательных программ; 8. с применением дистанционных технологий. - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: - учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: - мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная); - сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается); - эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется); - истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов – указать длительность, т.е. когда начались / закончились занятия). 5. Характеристики взросления (для подростков с девиантным (общественно-опасным) поведением): - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний – например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); - отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей); - отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); - характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); - значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих, том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»); - самооценка; - принадлежность к молодежной субкультуре; - особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим); - отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках нарушений устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое). «_ » 20 г. / обращение: (указать ФИО, должность в ОО) Результат обращения: «_ » 20 г. / / / Учитель-логопед, принявший