Положение о логопедической помощи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13
фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А
электронный адрес: skazkads4@mail.ru
адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru
контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «31 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МАДОУ № 4
от «31» августа 2023 г. № 142

СОГЛАСОВАНО:
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

Положение
об оказании логопедической помощи воспитанникам
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 4»
1. Общие положения
Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4»
(далее – МАДОУ № 4) регламентирует деятельность МАДОУ № 4, осуществляющего
образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи воспитанникам,
имеющим нарушения речи и трудности в освоении ими Образовательной программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные).
Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;
- организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций для родителей (законных представителей), педагогам МАДОУ № 4;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с воспитанниками.
1. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ № 4
Логопедическая помощь оказывается МАДОУ № 4 независимо от ее организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательной программы.

При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию
согласно Приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документации определяется
локальным нормативным актом МАДОУ № 4, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи. Срок хранения документации составляет 3 года с момента завершения
оказания логопедической помощи.
Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом МАДОУ № 4, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:
1) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее – ПМПк) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной
программе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ)
из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 – 12 воспитанников с ОВЗ;
2) количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании психологопедагогической
помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении
образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 4, развитии и социальной
адаптации (проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом) из расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
МАДОУ, из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) или согласия родителей (законных представителей) воспитанников
(Приложение 2, Приложение 3 к Положению).
Логопедическая диагностика осуществляется два раза в год, включая входное и
контрольное диагностическое мероприятия, продолжительность которых составляет 15
календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностическое мероприятия
подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов
МАДОУ № 4, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана
коррекционной работы учителя-логопеда и другие виды диагностики, уточняющие речевой
статус воспитанников. По запросу педагогов МАДОУ № 4, возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения
речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогом, им должна
быть подготовлена педагогическая характеристика (Приложение 4 к Положению) на
воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения речи, и оформлено обращение к
учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические
мероприятия с учетом пункта 2.4. Положения.
Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи,
формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности
речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПк, ППк. Зачисления воспитанников на
логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление
воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых
нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного воспитанника. Зачисление на
логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и
их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего МАДОУ № 4.
Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной, подгрупповой и
групповой формах. Количество и периодичность индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения
воспитанников, рекомендаций ПМПк, ППк.

Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы МАДОУ.
Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем- логопедом на
основании рекомендаций ПМПк, ППк и результатов логопедической диагностики.
Логопедические занятия проводятся в оборудованных помещениях, с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающие
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемые к данным помещениям (Приложение 5 к
Положению).
В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с
воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая
педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и
индивидуальным планом работы (методическая, подготовительная, организационная и иная
работа).
Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании единой
стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной
работе всех участников образовательных отношений (администрация, педагоги, родители
(законные представители)), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию:
- постоянно действующей Консультативной службы для родителей (законных
представителей);
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогов и администрации МАДОУ;
- информационных стендов.
2. Логопедическая помощь при освоении Образовательной программы дошкольного
образования МАДОУ
Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи
воспитанникам, испытывающим трудности в освоении Основной образовательной программы
дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов МАДОУ.
На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп
по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп,
дети, не посещающие МАДОУ № 4, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский
сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного
образования, имеющие нарушения в развитии речи.
Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5. Положения. Для
детей, получающих образование вне МАДОУ № 4 (в форме семейного образования), а также для
детей, не посещающих МАДОУ, необходимо предоставление медицинской справки по форме
026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений
начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».
Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной

образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк или ПМПк с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в
освоении Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 4, развитии и
социальной адаптации (проведение коррекционных занятий с учителем-логопедом),
определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических
занятий в неделю (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения воспитанника, разработанной и утвержденной
МАДОУ № 4 (в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий). При
организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут
проводится в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам
деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной
ситуации развития.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.3648-20) и составляет:
- для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут;
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут;
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут;
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут;
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Предельная наполняемость групповых и подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендациями об
обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования – не более
12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк или ПМПк с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в
освоении образовательной программе МАДОУ, развитии и социальной адаптации (проведение
коррекционных занятий с учителем-логопедом) – не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной МАДОУ № 4.

Приложение 1 к Положению об организации
логопедической помощи воспитанникам
МАДОУ № 4
Документация учителя-логопеда
при оказании логопедической помощи
1. Программа или план логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий.
4. Индивидуальные карты речевого развития детей, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение 2
К Положению об организации
логопедической помощи воспитанникам
МАДОУ № 4
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательной
деятельность
Согласие родителей (законных представителей)
на логопедическое обследование ребенка
Я
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
являясь родителем (законным представителем)
(Ф.И.О. , дата рождения ребенка)
даю согласие на его (ее) логопедическое обследование
Учитель-логопед:
- предоставляет информацию о результатах логопедического обследования ребенка при
обращении родителей ( законных представителей);
- не разглашает информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его
родителями.
Настоящее согласие дано мной « »

20
Подпись

г.

Приложение 3
к Положению об организации
логопедической помощи воспитанникам
МАДОУ № 4

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Заведующему МАДОУ №
От
(Ф.И.О. родителя (законного представителя))
Проживающего по адресу:
Телефон:
Заявление
Я,
Ф.И.О. родителя (законного представителя) обучающегося

Являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)

Ф.И.О, группа, в которой обучается воспитанник, дата рождения (дд.мм.гг)
Прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического
консилиума/ учителя – логопеда (нужное подчеркнуть).

«_

»_

20

г. /

/
(подпись)

(расшифровка подписи

Приложение 4
к Положению об организации
логопедической помощи воспитанникам
МАДОУ № 4
Педагогическая характеристика на воспитанника

(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе/классе;
2.
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.;
3. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ….;
4. на дому;
5. в медицинской организации;
6. в форме семейного образования;
7. сетевая форма реализации образовательных программ;
8. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую (причины), перевод в
состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная),
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального
учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество
детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей
образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося
по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в
соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения:
- мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная);
- сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает
аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое),
качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается);
- эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и
пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется);

- истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству),
наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты
дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком
(занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов – указать длительность, т.е. когда начались / закончились занятия).
5. Характеристики взросления (для подростков с девиантным (общественно-опасным)
поведением):
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний –
например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки
средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
- характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по
собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по
его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована
«на словах»);
- самооценка; - принадлежность к молодежной субкультуре;
- особенности психосексуального развития; - религиозные убеждения (не актуализирует,
навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан,
либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках
нарушений устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам
логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты
контрольных работ и другое).
«_ »
20 г. /
обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
«_ »
20

г. /

/

/

Учитель-логопед, принявший


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».