Проект: «Наша армия сильна»

25.02.2016

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству

состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Монтескье.

Тема проекта:«Наша армия сильна»

Проблема проекта:

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм были чертой национального характера Россиян. Но в последнее время в нашем обществе утратилось патриотическое сознание. Кроме того, из бесед с нашими воспитанниками обратили внимание на то, что дети нашей группы имеют дефицит знаний о людях военной профессии. Дети не знают что, их папы служили в армии, имеют воинские звания.

Одной из задач воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с реализуемой нами программой «Детство» п/р. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой является формирование начал гражданственности, развитие патриотических и гражданских чувств.

Патриотические чувства в этом возрасте ситуативные т.е. детей может взволновать только, что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем эти чувства угасают. Вместе с тем, дети высказали свое желание узнать о том, где служили их папы, какие военные профессии существуют в нашей Российской армии и почему мы гордимся защитниками нашего Отечества.

Актуальность проекта:

Для получения наиболее высоких результатов в реализации задач по развитию патриотических и гражданских чувств у воспитанников, мы решили привлечь к воспитательно-образовательному процессу родителей. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка и заставляет сопереживать, гордиться, внимательно относиться к памяти прошлого.

Тип проекта: Творческий.

Вид проекта: Групповой.

Цель проекта:

Теоретически обосновать педагогические условия патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста начал гражданственности, желания быть патриотом своей Родины через систему бесед, занятий, продуктивную деятельность.

Объект проекта:

Процесс формирования начал гражданственности и патриотизма у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет проекта:

Педагогические условия патриотического воспитания детейчерез систему бесед, занятий, продуктивную деятельность

Участники проекта:

Воспитанники МАДОУ №4 средней группы № 2, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.

Срок реализации проекта: 09.02.2016г.- 20.02.2016г.

Задачи проекта: Развивать интерес к родной Стране, ее истории, к общественным праздникам, защитникам Отечества; обогащать социальные представления о некоторых мужских профессиях; воспитывать патриотизм, уважение к традициям нашей страны, организация работы с родителями по привлечению к патриотическому воспитанию детей в семье.

Ресурсное обеспечение:

Временные – специально выделенное время в режиме дня для реализации проекта;

Человеческие (кадровые) – родители, близкие родственники, служившие в Армии;

Организационные - привлечение родителей группы к реализации проекта;

Материально-технические – музыкальный центр, имеющаяся в группе предметно-развивающая среда и со стороны родителей беседы с детьми дома, фотографии отцов с рассказами о службе в армии, поделки и рисунки.

Гипотеза проекта:

Если мы при реализации данного проекта будем опираться на систему бесед, занятий, продуктивную деятельность, то сможем эффективнее сформировать у детей среднего дошкольного возраста начала гражданственности и желание быть патриотом своей Родины.

Ожидаемые результаты проекта и критерии оценки:

v у детей расширятся и систематизируются знания о Российской Армии, Государственной Символике.

v у мальчиков появится стремление стать сильными, смелыми, желание воспитать в себе мужские качества.

v у детей будут сформированы знания о том, кем служили их близкие родственники.

v у воспитанников повысится уровень развития коммуникативных способностей.

Проект реализуется по следующим этапам.

1. Подготовительный этап.

v определение целей и задач проекта

v изучение интересов детей, совместный с детьми выбор проблемной темы, принятия общего решения проблемы.

v знакомство родителей с идеей проекта.

v прогнозирование результатов.

v подбор материала и оборудования для непосредственно образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.

v подбор материала и атрибутов для продуктивной деятельности детей.

v подбор песен на военно-патриотическую тему.

2. Основной этап.

vДети заинтересованы проблемной темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании совместно с воспитателями и родителями.

vРебенок реализует свои возможности в разных видах деятельности и это позволяет ему переживать положительные эмоции.

vСовместно с родителями дети рисуют, изготавливают на конкурс поделки, готовят сообщения о папах для газеты.

3. Заключительный этап.

v Обобщение результатов проекта.

v Анализ деятельности.

v Рефлексия (праздник посвященный Дню Защитника, подарки папам (фоторамки с использованием бросового материала), портреты пап, газета «Защитники Отечества», подарки мальчикам).

Календарный план реализации проекта.

Наименование мероприятий.

Сроки

Участники

Ответствен.

1

этап

Определение целей и задач проекта.

09-12 февраля.

Воспитатель

Воспитатель

Подбор материала

09-12 февраля

Воспитатель, родители

Воспитатель

Обсуждение с детьми, что они хотят узнать

15 февраля

Воспитатель

дети

Воспитатель

2

Этап

Познавательная беседа

«Кто служит в армии»

15 февраля.

Воспитатель дети

Воспитатель

Чтение рассказа Л.Кассиль «Вперед танкисты».

15 февраля

Воспитатель, дети

Воспитатель

Праздник, посвященный Дню Защитника

15 февраля

Воспитатель, дети

Воспитатель,

музыкальный руководитель,

руководитель ФИЗО

Рисование на тему «Портрет моего папы». Рассказы детей «Почему я горжусь своим папой (дедушкой)
Выставка портретов

16

февраля

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Ситуативные беседы с детьми «Когда я стану взрослым».

16 февраля.

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Чтение рассказа Е.Воробьевой «Последний выстрел».

17 февраля

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Чтение рассказа А. Миняева «Почему Армия Родная?»

18 февраля

Воспитатель, дети

Воспитатель

Конструирование - оригами – «Самолет»

18 февраля

Воспитатель, дети

Воспитатель

НОД «Будем в армии служить»

18 февраля

Воспитатель, дети

Воспитатель

Познавательная беседа

«Хочу быть похожим на папу»

19 февраля.

Воспитатель дети

Воспитатель

Коллективное оформление стен. газеты «Защитники Отечества»

19 февраля

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Изготовление подарков для пап.

20 февраля

Воспитатель, дети

Воспитатель
Дети

Пальчиковая игра«Наша армия».

В течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Слушание военных песен.

В течение проекта

Воспитатель

Воспитатель

Д/и «Подбери картинку»

В течение проекта

Дети

Воспитатель

Логоритмическая игра «Аты – баты».

В течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Д/и «Назови профессию» (самолет-летчик)

В
течение проекта

Воспитатели
Дети

Воспитатели
Дети

Игра-эстафета «Кто быстрее доставит пакет?».

В течение проекта

Воспитатель

Воспитатель

Д/и «Рода войск».

В
течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

П/и «Летчики».

В течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика «Наша Армия»

В течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

Наблюдение на прогулке «Следы на снегу» - исследовательская деятельность.

В течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель

Д/и «Летает, шагает, плавает»

В течение проекта

Воспитатель
Дети

Воспитатель
Дети

3

этап

Анализ деятельности и обобщение результатов. Беседа с детьми по итогам проекта. Оценивание детьми результатов своей.

20 февраля.

Воспитатель
Дети

Воспитатель

Методы оценки реализации проекта.

v Педагогические наблюдения.

v Итоговая беседа

Риски реализации проекта.

v Занижение эффекта гендерного воспитания.

v Дети из неполных семей могут испытать чувство дискомфорта.

Способы предупреждения рисков.

v Создать предметно - развивающую среду, соблюдая гендерный подход.

v Предлагать детям с/р игры, внедрять наглядно-дидактический материал по теме проекта.

v Привлекать к участию в проекте дедушек, старших братьев именно этих детей.

Продукт проекта.

vРисунки на тему «Портрет папы».

vВыставка поделок из бумаги (оригами) – «Самолет».

vПодарки папам (аппликация с использованием бросового материала) - «Фоторамка».

vВыпуск стенгазеты «Защитники Отечества».

vПраздник посвященный Дню Защитника.

vРисунки и поделки с родителями на выставку.

Логоритмическая гимнастика «Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты,

Дети маршируют.

Шли солдаты.

Прикладывают правую руку к

голове - «отдают честь».

Аты-баты,

Маршируют.

На базар.

Указывают левой рукой в сторону

базара - «вон там базар».

Аты-баты,

Маршируют.

Что купили?

Разводят руки в стороны - вопросительная интонация - «спросить ручками».

Аты-баты,

Маршируют.

Самовар.

Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар».

Аты-баты,

Маршируют.

Сколько стоит?

Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты,

Маршируют.

Сто рублей!

Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег».

Аты-баты,

Маршируют.Хочу такой сайт

Заходите,

Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.

Выпьем чаю

Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой - «блюдце».

Поскорей!

Соединяют большой и указательный пальцы правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».

Пальчиковая гимнастика «Наша армия».

Сегодня праздник всех отцов, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Всех сыновей, всех, кто готов, (Хлопают в ладоши.)

Свой дом и маму защитить, (Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу.)

Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы.)

Танки

Это тапки для Антошки, (По два раза ритмично топают каждой ногой).

Чтобы в них не мерзли ножки. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах).

Топ-топ-топотушки. (По два раза ритмично топают каждой ногой).

Что за тапки! Как игрушки! (Сначала левую ногу ставят на носок, потом — на пятку, потом — правую).

Н. Нищева

«Барабанщик»

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый

педагогом в речи.

Материал.«Барабанчики» - осязательные "коврики" размером 18x25

см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике

умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка

коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно

меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

БЕСЕДА «КТО СЛУЖИТ В АРМИИ».

Цель: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Наглядный материал: Иллюстрации с изображением различных родов войск, фотографии, показывающие будни армии: тренировки солдат в спортивной зале, на полосе препятствий, на полигоне.

Предварительная работа: беседа с детьми о родах войск, рассматривание иллюстраций с различными родами войск, чтение произведений о войне: Л. Кассиля «Вперед танкисты»,А. Миняева «Почему Армия Родная?»

Ход НОД.

В — Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.)

В - Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

В — Посмотрите на эти картинки. (Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.) Кого вы здесь видите?

Д - Танкистов, моряков, артиллеристов, летчики, пограничники.

В — Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.)

В - Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

В - Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в мирное время? (Предположения детей.)

В - Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Предположения детей.)

В- Солдаты тренируются. Давайте посмотрим на эти картинки. Что вы здесь видите? (По одной выставляются фотографии, показывающие будни армии; каждая рассматривается с детьми.)

В - Что делают солдаты на этой картинке?

Д - Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике.

В - Зачем это нужно?

Д - Чтобы быть сильными.

В - А что делают солдаты здесь?

Д - Учатся стрелять.

В - Зачем это нужно?

Д - Чтобы быть меткими во время боя.

В - А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты?

Д - Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь.

В - а как вы думаете, зачем они тренируются на полосе препятствий?

Д - Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия.

В - Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище. Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?

Д – они должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими.

В - А чтобы такими стать, что нужно делать ?

Д - Тренироваться.

В - Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас.

Физкультминутка:

Руки сделали в разлет – получился самолет

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи.

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

«БУДЕМ В АРМИИ СЛУЖИТЬ».

Цели: дать детям представление о том, что 23 февраля – праздник Российской армии, день её рождения; о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждого народа, в каждой стране, в том числе и в России, есть армия). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, лётчики, пограничники). Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Материал: иллюстрации по теме, иллюстрации головных уборов: бескозырка, шлем танкиста, пилотка, фуражка пограничника…; модели военной техники и фигурки военных разных родов войск для создания макета, контурные картинки с недостающими деталями, разрезные картинки с изображением военной техники (можно использовать пазлы); аудиозапись песни «Наша Армия».

Предварительная работа: организация выставки рисунков «Портрет папы», выполнение рисунков и поделок на выставку; чтение литературных произведений: «Февраль» С. Маршака, «Будем в армии служить» В. Малкова, «О брате» И. Кульской, «Дозор» З. Александровой, «Шапка не велит» А. Митяева; сюжетно – ролевые игры по теме.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть выставку иллюстраций на тему «Российская Армия». В уголке книги альбомы «Военная техника», «Защитники Отечества».

В о с п и т а т е л ь. Ребята, как вы думаете, почему мы организовали в группе эту фотовыставку, развесили поздравительные открытки? (Приближается праздник 23 февраля, День защитников Отечества). Правильно, молодцы. 23 февраля в нашей стране отмечают День защитников Отечества. Это праздник людей, которые защищали нашу Родину от врагов, и тех, кто сейчас служит в Российской армии. Наша армия большая и сильная, она не раз защищала свой народ от захватчиков.

С. Маршак «Февраль».

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся в даль

Самолётов звенья,

Это празднует февраль

Армии рожденье.

Воспитатель показывает детям иллюстрации (фотографии), на которых изображены эпизоды сражений, тренировки военнослужащих. Дети рассматривают иллюстрации, воспитатель поясняет их содержание, задаёт вопросы: «Кого вы видите на иллюстрации? Что они делают? Зачем нужно тренироваться?» и т. д.

В о с п и т а т е л ь. Воины должны быть сильными, мужественными, выносливыми. А для этого надо тренироваться, обучаться военному делу: уметь метко стрелять, преодолевать препятствия, развивать силу, ловкость, сноровку. Давайте познакомимся с военными профессиями.

М О Р Я К.

На мачте наш трёхцветный флаг,

На палубе стоит моряк.

И знает, что моря страны, границы океанов

И днём, и ночью быть должны

Под бдительной охраной!

Т А Н К И С Т.

Везде, как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдёт

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищён бронёй -

И сможет встретить бой.

Л Ё Т Ч И К.

Он металлическую птицу

Поднимет в облака.

Теперь воздушная граница

Надёжна и крепка!

Д Е С А Н Т Н И К.

Десантники в минуту

Спускаются с небес.

Распутав парашюты,

Прочешут тёмный лес,

Овраги, горы и луга.

Найдут опасного врага.

П О Д В О Д Н И К.

Вот дивная картина –

Выходит из глубин

Стальная субмарина,

Как будто бы дельфин!

Подводники в ней служат –

Они и там, и тут

Под водной гладью кружат,

Границу берегут!

С А П Ё Р.

Давно закончилась война,

Но след оставила она –

Бывает, среди грядок

Закопаны снаряды.

И с техникой придёт сапёр,

Чтоб обезвредить поле.

Не будет взрывов с этих пор, беды, и слёз, и горя!

В О Е Н Н Ы Й В Р А Ч.

Солдат у вражеских ворот

Был ранен утром рано.

Отважный военврач спасёт,

Он перевяжет раны!

Врач извлечёт из ран солдата

Два небольших осколка

И скажет: «Унывать не надо!

Живи, братишка, долго!»

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а вы хотите стать военными и быть похожими на солдат? (Да.) Предлагаю вам сейчас начать тренировку для будущих солдат космических войск. Проводится физминутка.

Раз, два – летит ракета, – руки вверх

Три, четыре – самолёт. – руки в стороны

Ракета летит низко -высоко. – руки к груди

Самолет летит близко – далеко. – руки перед собой

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а знаете ли вы, какая техника помогает нашим солдатам на службе? (Самолёты, танки, вездеходы, пушки, ракеты, подводные лодки, корабли).Это всё – военная техника. А кто управляет самолётом? (летчик). Танком? (танкист). Кораблями? (капитан).

У каждого рода войск есть своя военная форма. Посмотрите на иллюстрации головных уборов военных и определите, чьи они.

- Шлем для…(танкиста).

- Бескозырка для… (моряка).

- Пилотка для… (солдата).

- Зелёная фуражка для… (пограничника).

- Синяя фуражка для… (лётчика).

Предлагаю вам найти для каждого военнослужащего соответствующую военную технику.

Проводится игра «Продолжи предложение»

«Танком управляет...»

«Из пушки стреляет...»

«За штурвалом самолета сидит...»

«Из пулемета строчит...»

«В разведку ходит...»

«Границу охраняет...»

«На подводной лодке несет службу...»

«С парашютом прыгает...»

«На кораблях служат...» и т. д.

Дидактическое упражнение « Чего в предмете не хватает?»

Проводится игра «Собери картинку». Детям даются разрезные картинки с изображением военной техники (самолет, вертолет, танк, корабль, подводная лодка), и даётся задание собрать их как можно быстрее.

В завершение занятия воспитатель предлагает ребятам послушать песню.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подарок папам на 23 февраля «Фоторамка»

Программное содержание:

1) Совершенствовать умение конструировать из «бросового» материала.

2) Развивать детское творчество при создании и реализации замысла работы.

3) Воспитывать самостоятельность детей при выполнении задания.

4) Активизировать в речи слова: пазлы, хаотично, фоторамка.

Материал: основа рамки и рамка из картона, клей, клеенки, салфетки, пазлы.

Оборудование: иллюстрации рамок, портреты в рамках.

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть Вас.

- Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я хочу поделиться с вами хорошим настроением. Для этого мы будем передавать его по кругу. Для этого можно улыбнуться друг другу, обнять, пожать друг другу руку, погладить по голове.

- Теперь я вижу, что у нас горят глаза, улыбки на лице, и поэтому у нас настроение отличное.

- Ребята, а скажите, какой праздник скоро будет? (23 февраля. День Защитника Отечества.) А что это за праздник? А кого мы будем поздравлять?

- Вы уже нарисовали портреты своих любимых пап, а я тоже нарисовала портрет папы и поставила его в рамку. Посмотрите (что я сделала, как украсила, из чего это я сделала рамку для портрета). У вас дома наверняка есть фотографии ваших пап, может быть даже армейские.

- А вы хотите сделать нарядные, красивые, праздничные фоторамки?

Дети: - Да.

- Чтобы сделать фоторамку, нам необходимо:

1. Взять основу рамки, рамку, подставка, клей, и ненужные пазлы

2. Края основы рамки с трех сторон смазываем клеем и приклеиваем рамку.

3. Смазываем пазлы клеем и приклеиваем на рамку хаотично.

4. Приклеиваем подставку к основе рамки.

Наша фоторамка готова!

- Я рада, что вы научились делать такие красивые рамки из уже ненужного, то есть «бросового» материала. Сегодня вы были самые умелые. Давайте все вместе наведем порядок на ваших рабочих местах, чтобы в группе было лучше, чище.

- Дорогие дети, мне было с вами очень интересно. Мы сделали с вами очень красивые поделки. Вы можете забрать вечером с выставки фоторамки и подарить их вашим любимым папам, поздравив их с праздником.

Литература:

1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России/ под ред. Г.Н. Данилиной - Аркти, 2011.- 184с.;

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.

3. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. – 80с.

4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России/ Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой – М.: Издательство Скрипторий, 2012. – 96с.;

5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие / Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой – М.:-ТЦ. Сфера, 2007. – 224с.;

6. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2007.

7. Наша Родина / Сост. Н.Ф. Виноградова, С. А. Козлова. – М.: Просвещение, 1984.

8. Система проектирования в дошкольном учреждении / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с. (Приложение к журналу «Современный детский сад» № 3 / 2010).

9. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами/ под ред. Т.И. Шамовой.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 320с.

10. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. И. Елисеева. – М.: Просвещение, 1982.

Просмотров всего: , сегодня:

23 февраля.pptx (скачать)

Дата создания: 20.11.2018

Дата обновления: 20.11.2018

Дата публикации: 25.02.2016

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».