Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
07.05.2015
Вид проекта: педагогический
Участники проекта:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети;
- родители;
- помощник воспитателя.
Сроки реализации:
3 месяца (сентябрь – ноябрь)
Актуальность: проблема адаптации ребёнка к социуму – одна из самых важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.
Цель:
Создание благоприятных условий в дошкольной организации для успешной адаптации детей раннего возраста.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.
2. Организовать взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта.
3. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
4. Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
5. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).
Материалы и средства реализации:
- анкеты для родителей;
- консультации;
- адаптационные карты;
- картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- игры с песком;
- игры с водой;
- сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор лего, автомобили и т.д);
- информационно-коммуникационные технологии (мультимедиа).
Предполагаемый результат:
- преодоление психологического барьера в период адаптации;
- формирование положительного отношения воспитанников к дошкольной организации;
- расширение жизненного опыта детей, обогащение чувственного мира;
- снижение уровня заболеваемости;
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и дошкольной организации.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационный:
- создание базы данных о будущих воспитанниках;
- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;
- мероприятия, проводимые в период адаптации;
- накопление информации и материалов
- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.
- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
- оформление адаптационных карт на каждого ребенка.
2 этап – основной:
- ликвидация всех неблагоприятных последствий (с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма);
- упражнение с использованием сенсорных элементов;
- организация режимных моментов: утренняя гимнастика, проведение игр, засыпание.
План реализации проекта
Социально-коммуникативное
развитие
Дидактические игры:
- «Накормим куклу Таню»;
- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»;
«Отгадай и назови».
Пальчиковые игры:
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик».
Дидактические игры:
- «Поможем кукле Тане одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок:
- «Играем вместе». - содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- развивать наблюдательность, внимание и память.
- Воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра.
- Развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.
Познавательное развитие Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»;
- «Угостим сметаной киску»;
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку». - формировать представления о предметах ближайшего окружения;
- развивать тактильные ощущения;
- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.
Речевое развитие
Чтение потешки:
- «Кто у нас хороший»;
- «Чики – чики чикалочки»;
- «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
- «Где же, где наши ручки».
Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
- «Возьми красный карандаш»;
- «Спой песенку маленькому медвежонку».
Называть их местоположение: - «Грибок на верхней полочке, высоко». - Создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру
Художественно-эстетическое развитие
Конструктивно - модельная деятельность:
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Слушание:
- муз. Е.Макшанцева
«Дождик»
- муз. И.Арсеева
- «Колокольчик»;
- «Воробушки».
- муз В. Верховенца «Ай - да»
Изобразительная деятельность:
- знакомство с изобразительными материалами, со свойствами краски; с правилами работы кисточкой, карандашом.
- знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с этим материалом.
- рисование дорожки следов кисточкой;
- лепка «колбаски». - Знакомить с мебелью;
- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;
- обыгрывать постройки;
- общаться в диалоге с воспитателем, со сверстниками;
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
- развивать интерес к музыкальным произведениям.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;
- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать
Физическое развитие
Потешка:
- «Водичка, водичка»;
- «Мыльные пузыри»;
- «Ладушки, ладушки».
Тематическая утренняя гимнастика:
- «Дети спрятались»;
- «Птички».
Подвижные игры:
- «Спрячем игрушку»;
- «Догони мяч»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Птички и автомобиль». - Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- создать благоприятного психологического климата в группе;
- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
3 Этап - заключительный
- подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
- анкетирование родителей (итоги адаптации).
Итоги адаптации
Списочный состав: 16 детей
Легкой степени: 5 детей – 50%
Средней степени: 6 детей – 37,5%
Тяжелой степени: 2 – 12,5%
Вывод:
Было выстроено с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня» В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Анализ работы ДОО за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2018
Дата обновления: 20.11.2018
Дата публикации: 07.05.2015