Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством Русских народных сказок

19.11.2015

Воспитатели: Коновалова И.А., Крючкова Е.Е

.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством Русских народных сказок».

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, Черепашках – ниндзя, монстрах, и т. д. У родителей чаще всего нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением в воспитании детей, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них нравственные нормы.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о стыде, совести. Доброте, справедливости, правде. Поэтому мы считаем, что приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. Здесь нам на помощь приходят русские народные сказки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не даёт прямых наставлений. Но в её содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истоком русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых ( педагогов и членив семьи).

Данный проект разработан на учебный год для детей младшей группы, их родителей с привлечением специалистов.

Цель проекта: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством посредством русских народных сказок.

Задачи проекта:

1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.

2. Воспитание устойчивого интереса к русской народной культуре через сказки.

3. Знакомство детей с иллюстрациями к русским народным сказкам.

4. На примере героев русских народных сказок способствовать развитию у детей лучших черт русского характера как доброта, терпение, дружелюбие, любовь, послушание, трудолюбие, уважение к родителям.

5. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

6. Создать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную. Игровую деятельность, связанную с сюжетом сказки.

7. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми: беседовать. Читать книгу, гулять и т.д.

Перспективный план работы со сказкой ( 2-я мл. группа).

Содержание

Программные задачи

Работа с родителями

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народны-ми сказками.

2. Показ настольного театра «Колобок».

2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.

3. Слушание аудиозаписи «Колобок».

3. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4. Моделирование сказки «Колобок».

4. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

1. .Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

1.Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Анкетирование родителей: «Сказка в жизни ребёнка».

2. Показ настольного театра «Теремок».

2. Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

3. Показ плоскостного театра «Теремок» на
ковролине.

3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

4. Вспомним сказку по коллажу.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).

2. Показ плоскостного театра «Маша и медведь» на ковролине.

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Н/печатная игра «В гостях у Машеньки и медведя».

3. Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.). Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.

4. Вспомним сказку по коллажу.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить содержание сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «Машенька и медведь» с помощью мнемотаблицы.

5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оформление группы к Новому году: «Моя любимая сказка» сказка «Колобок на новый лад» «Колобок встречает Новый год» (сотворчество детей и родителей).

2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Игра-пазлы «Заюшкина избушка».

3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.

4. Вспомним сказку по коллажу.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить рассказывать сказку по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.Хочу такой сайт

5. Учить детей воспроизводить текст знакомой сказки с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Я
Н
В
А
Р
Ь

1.Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

1. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Кот, петух и лиса».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

3. Уточнить представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.

4. Слушание аудиозаписи сказки «Кот, петух и лиса».

4. Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.

5. Моделирование сказки «Кот, петух и лиса».

5. Развивать у детей познавательные психические процессы(память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1. Чтение русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

2. Показ пальчикового театра «Алёнушка и лиса».

2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.

3. Н/печатная игра «Собери фигурку».

3. Учить детей анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки «Алёнушка и лиса» (лиса, заяц, медведь).

4. Вспомним сказку по коллажу.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить детей воспроизводить текст знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Формировать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «Алёнушка и лиса» с помощью мнемотаблицы.

5.Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

М
А
Р
Т

1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Кольсультация для родителей: «Использова- ние мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

2. Показ пальчикового театра по сказке «У страха глаза велики».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет. Поощрять участие в рассказывании. Развивать чуткость к выразительным средствам сказки.

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.

3. Знакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

4. Вспомним сказку по коллажу.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить сюжет сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы.

5. Учить детей пересказывать сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

А
П
Р
Е
Л
Ь

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоми­нать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским на­родным сказкам.

Консультация для родите­лей: «Использование раз­личных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».

2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Н/печатная игра «Собери картинку».

3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

4. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки

5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.

5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). Помочь запомнить сюжет и рассказать сказку с помощью модели.

М
А
Й

1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :пальчиковый, плоскост-ной на ковролине, би-ба-бо и т. д.

2. Отгадывание загадок о животных.

2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.

3. Дидактическая игра «Наши сказки».

3. Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

4. Вспомним сказку по коллажу.

4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить пересказывать сказку по коллажу с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

5. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы.

5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы :память, мышление, внимание.

Планируемый результат в данном проекте хотим подтвердить то , что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общие являются внутренними движущими силами личностного развития дошкольников. Чтение сказок станет доброй традицией, создаст теплую, атмосферу не только в детском саду, но и дома. Участие родителей в жизни детского сада поможет им ближе увидеть мир с позиции ребёнка, установить с ним доверительные отношения и проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2018

Дата обновления: 25.11.2022

Дата публикации: 19.11.2015

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».