01.01.2017
Использование информационных технологий в познавательно-речевом развитии детей.
Компьютер уже давно стал обычным явлением в нашей жизни. В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к совместной деятельности с логопедом. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.
Поэтому, я ставила перед собой цель: оптимизировать коррекционную работу по познавательно-речевому развитию, используя компьютерные технологии.
Объект:
языковая система детей, имеющих недостатки в речевом развитии
Предмет:
специализированные компьютерные логопедические программы
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
• Создать психолого-педагогические условия развития положительной мотивации у детей к логопедическим занятиям;
• Обеспечить переход от занятийной формы работы на совместную и самостоятельную формы образовательной деятельности;
• Разнообразить формы работы с детьми используя компьютерные технологии;
• Повышать педагогическую культуру родителей через инновационные формы работы.
Специализированные компьютерные средства обучения обладают рядом преимуществ:
- Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то информация, предъявляемая в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной, игровой форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. Компьютерные средства позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционной работы путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем, при поступлении в школу, как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе
- Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень развития детей. Это позволяет решить проблемы, возникающие с обучением дошкольников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности , а также пропустивших занятия по болезни. Опыт показывает, что дети с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения, углублять свои знания, выполнять упражнения повышенной сложности. Дети же с более низким уровнем могут работать с компьютером в индивидуальном темпе. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные Логопедические компьютерные программы. Из таких программ в своей работе использую «Игры для тигры», «Учимся говорить правильно». А так же составленные презентации для артикуляционной гимнастики, автоматизации звуков, профилактики дисграфии.
Компьютерные технологии включаются в структуру коррекционно-образовательного процесса как дополнительные инновационные элементы, то естькоррекционно-образовательная деятельность включает в себя оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка. При этом учитываю максимальный предел безопасной одноразовой работы на компьютере; периодичность занятий с одним ребёнком; психологическую готовность школьника к работе с компьютером. (работа с компьютером проводится не чаще трех раз в неделю и не превышает 10 мин.- для 5-ти летних детей; 15 мин. – для 6-7 летних. (СанПиН 2.4.1.2660-10)).
Работа с компьютером проводится в несколько этапов. Сроки этапов обучения определяются индивидуальными особенностями и достижениями каждого ребенка.
Первый этап «мотивационный»
Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Основные направления работы:
- создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;
- преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.
При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.
Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показать ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Для установления контакта с детьми мы стремитесь увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам должен продемонстрировать, как нужно выполнять предложенные задания.
Второй этап «содержательно-формирующий».
Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:
-нельзя переутомлять ребенка;
-необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;
-следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;
-все дыхательные движения ребенок должен производить плавно[3,78].
В ряде случаев логопед параллельно создает условия для координации дыхания и голосообразования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок ребенку предлагается ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании.
Третий этап «саморазвивающий».
Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащается лексикон детей и развивается их связная речь.
Как пример, представляю Вам специализированную компьютерную логопедическую программу “Игры для Тигры».
Автором учебных и методических материалов является методист - кандидат педагогических наук Л.Р.Лизунова. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета З.А.Репина. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой. Предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. . Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.
Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
• системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
• игровая форма обучения;
• интерактивность;
• полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
• дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
• создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонетика, Лексика. Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.Использование данных упражнений позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
- звукопроизношение;
- просодические компоненты устной речи;
- фонематический слух и восприятие;
- фонематический анализ и синтез;
- лексико-грамматического строя речи;
- коммуникативные навыки;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
- слуховое и зрительное восприятие;
- внимание;
- словесно-логическое мышление.
Все полученные знания, умения и навыки во время коррекционно-образовательного процесса закрепляются детьми совместно с родителями. Реализация взаимодействия учителя-логопеда и родителей осуществляется через традиционные формы (родительские собрания, индивидуальные консультации, тематические консультации, семинары-практикумы, анкетирование, открытые занятия, тетради взаимосвязи, информационные стенды) и нетрадиционные (советы логопеда, выложенные на сайте детского сада, сюда же выложены задания, которые можно выполнять с детьми в домашних условиях ). Исходя из полученных результатов анкетирования 80% семей имеют компьютер и пользуются им дома; и 20% имеют возможность работать на компьютере вне дома.
Навыки работы на компьютере, приобретенные детьми в коррекционно-образовательной деятельности интегрируются и закрепляются посредством занятий по информатики в УрГГУ. В итоге использования компьютера у детей заметно развивается и активизируется речь (это отображают результаты диагностики). У детей обогащается словарный запас, развивается грамматический строй речи, нормализуется звукопроизношение, формируются навыки составления логически связных рассказов и сказок на основе представлений об окружающем мире. Что соответствует требованиям ФГТ. Полученные знания умения и навыки значительно облегчают дальнейшее обучение детей в школе.
Выводы: Использование компьютерных технологий ведет к интеллектуализации ребенка, оказывает помощь в диагностике развития, совершенствует весь педагогический процесс, развивает детскую инициативу и любознательность, создает элементы развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2018
Дата обновления: 20.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017