Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Проделки Буквоежки»

01.01.2017

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема «Проделки Буквоежки»

Цель: Обобщить знания детей о гласных звуках и буквах

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания детей о гласных звуках [А, О, У, Ы, Э] и буквах, обозначающих эти звуки, понятия «звук», «буква».

Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.

Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.

2. Коррекционно-развивающие

Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, координацию движений в процессе развития тонкой и общей моторики, выработку плавной воздушной струи.

3. Коррекционно-воспитательные

Воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Вагончики»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; магнитофон, аудиозапись, раздаточный материал: индивидуальные карточки.

Ход занятия:

В группе развешаны рисунки детей с буквами.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они нарисованы вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ... (О)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь звук ты ... (У)

Подал Эдик Эллочке

Эскимо в тарелочке,

А Эллине с Аллочкой

Эскимо на палочках.

Это эскимо тебе

Дарит лично буква ... (Э)

Я не знаю в чем секрет,

На эту букву слова нет.

Только буквы все важны,

Мы запомним букву ... (Ы)

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква … (А)

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

На калитку посмотри,

Чем она не буква.. (И)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,

Девочки – тихо;

Протяжно – отрывисто;

От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый, или ребенок показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

(Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.)

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком [А]

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,

Боялся волка и лису.

Шкурка серою была.

А в названии – звук [А].

Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук [А] – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.

Что же у него растёт?

Овощи ты называй,Хочу такой сайт

Про звук [А] – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук [А].

Логопед:

К зайцу гости приходили

И игрушки подарили.

А в названьях, шла молва,

У игрушек был звук [А].

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком [А] в названии. Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки.

(Дети подбирают и дарят игрушки зайчику).

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук [А]? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары

Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук [Ы)]. Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится во всех этих словах? (звук [У]). Можем ли мы увидеть звук [У]? (нет), а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «У жирафа»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук [О]. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «У жирафа»».

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук [О]? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

(Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома).

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? ([Э]). Вы увидите в горах этот звук? (нет)

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э. (Буквоежка возвращает букву).

Буквоежка:Ну теперь я вам дам такое задание, с которым вы никогда не справитесь и буква останется у меня. Найдите место звука в слове. (Дети выполняют задание в индивидуальных карточках).

Логопед:

Какой звук слышится во всех этих словах? (звук [И]). Можем ли мы увидеть звук [И]? (нет), а что мы можем увидеть? (букву И). И с этим заданием наши ребята справились, отдавай нам последнюю букву.

Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями и вернули все буквы. Вспомним с вами еще раз:

- какие это звуки? Почему? (гласные, воздушная струя не встречает преграду)

- Звуки мы.. (слышим и произносим), а буквы… (видим и пишем).

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки. Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.11.2018

Дата обновления: 20.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».