Положение об индивидуализации образовательного процесса

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»

ПРИНЯТО:
педагогическим
советом
детский
сад комбинированного
протокол № 1
от «31» августа 2022 г.
Председатель

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ № 4
Е.С. Матюшенко
Приказ от 31.08.202 г. № 235 /13

/В.О. Григорчук/
подпись

расшифровка подписи

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 4»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4»
(далее – Положение, Учреждение) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 с
изменениями на 21 января 2019 года;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Уставом Учреждения;
- Основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ООП ДО);
- адаптированными основными образовательными программами дошкольного образования
(далее – АООП ДО) в Учреждении.
1.2. Положение определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права
воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (далее - ИОМ) в
пределах осваиваемой ООП ДО, реализуемой в Учреждении, а также структуру, содержание,
порядок разработки и утверждения ИОМ воспитанника.
1.3. Под ИОМ в Положении понимается единый план образовательной деятельности и/или
коррекционной работы для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов, одаренных детей:
- персональный путь компенсации трудностей в обучении;
- способ реализации личностного потенциала воспитанника (интеллектуального, эмоциональноволевого, деятельностного, духовно-нравственного);
- структурированная программа действий воспитанника на некотором фиксированном этапе
обучения.
1.4. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции
особенностей его развития, с целью освоения образовательной программы дошкольного
образования. Это путь компенсации грузностей в обучении, а затем и реализации личностного
потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
1.5. ИОМ для воспитанника, проявляющего определенные способности в различных видах
детской деятельности, т.е. одаренного ребенка, рассматривается как поддержка воспитанника,
построение его образовательной траектории.
1.6. ИОМ предполагает разработку учебного плана, обеспечивающего освоение основной
образовательной/адаптированной основной /адаптированной образовательной программы
дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного воспитанника.
Цель ИОМ в Учреждении — это создание условий, способствующих развитию личности
ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей.
1.7. ИОМ является составной частью ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО Учреждения и призван:
- обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в
том числе с OB3 и детей-инвалидов;
- обеспечить освоение Программы детьми при наличии трудностей обучения или
находящихся в особой жизненной ситуации;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого

потенциала каждого ребенка.
1.8. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой,
соответствующей требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
1.9. ИОМ разрабатывается и утверждается в Учреждении после педагогической диагностики
воспитанника.
1.10. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель данного ИОМ
в рамках учебного плана.
1.11. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
2. Цели и задачи положения
2.1. Целью Положения является обеспечение реализации права воспитанников в Учреждении
на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по ИОМ.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут — учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
2.3. Задачи Положения:
- определять основные организационные механизмы, реализуемые в Учреждении для обучения
по ИОМ;
- обеспечивать возможность обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать соответствие ИОМ требованиям ФГОС ДО;
- определять ответственность педагогических работников Учреждения при обучении по
ИОМ;
- создавать условия для реализации индивидуальных образовательных потребностей
воспитанников, выбор оптимальных форм и темпа их обучения.
2.4. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации ООП ДО/АОП
ДО/АООП ДО Учреждения.
3. Принципы разработки ИОМ
3.1. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений опираются
на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к
усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование
индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе
изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психолого-педагогическое
сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы);
- принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода в
педагогической диагностике) ведущего в своем предельном выражении к стремлению
«навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. Нормы — это не среднее, что есть (или
стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного
ребенка при соответствующих условиях;

-

принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями,

нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский
опыт). Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка
должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый
ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладения с трудными ситуациями,
выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это
позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство
(формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
3.2. При реализации ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
руководствуются в своей деятельности:
- требованиями действующего законодательства;
- приказами заведующего Учреждением;
- Уставом Учреждения;
- принятыми в Учреждении локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.
4. Организационные механизмы
4.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в Учреждении с целью
соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве
воспитанников на обучение по ИОМ;
- выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для
разработки ИОМ;
разработка основной образовательной программы дошкольного образования, включающих
в качестве механизма ее реализации ИОМ;
организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО;
работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри педагогического
коллектива Учреждения при разработке и реализации ИОМ.
5. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации
ИОМ
5.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего Учреждением за
организацию работы с воспитанниками в соответствии с ИОМ несут ответственность за
реализацию ИОМ в полном объеме.
5.2. Старший воспитатель обеспечивает:
- организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и
реализации ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО:
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ;
- контроль за реализацией ИОМ.
5.3. Педагог-психолог:
- проводит индивидуальное обследование ребенка, с целью выявления уровня психического
развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и
воспитании;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения
воспитанника;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.4. Учитель-логопед:
- подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
- устанавливает уровень речевого развития;

- ведет документацию в установленном порядке:
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения
ребенка:
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.5. Учитель-дефектолог:
- проводит индивидуальное обследование обучающихся, с целью выявления уровня
обученности ребенка;
- ведет документацию в установленном порядке;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического сопровождения
ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.6. Воспитатель:
- проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
- участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с ООП ДО, АООП ДО,
АОП ДО Учреждения, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
- осуществляет психологом педагогическую поддержку одаренных детей;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.7. Музыкальный руководитель:
- проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня музыкального
развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и
воспитании ребенка;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.8. Инструктор по физической культуре:
- проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня физического
развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и
воспитании;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.9. Педагог дополнительного образования:
- проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня художественноэстетического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в
развитии и воспитании;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках хореографического сопровождения
ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.

6. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление
6.1. Образовательными потребностями детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется
Положением.
6.2. ИОМ разрабатывается для воспитанников:
- на основе наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической, психологической
диагностики с согласия родителей (законных представителей) воспитанников;
- на основании Заключения ТПМПК для детей с ОВЗ;
- на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
6.3. ИОМ разрабатывается педагогами Учреждения, реализующими ООП ДО/АОП ДО/АООП
ДО после проведения педагогической и/или психологической диагностики воспитанника и
заключения ТПМПК.
6.4. Реализацию ИОМ осуществляют педагогические работники (воспитатели, тьютор.
учителя-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители,
педагог
дополнительного
образования),
в труппах
общеразвивающей (комбинированной) направленности, непосредственно работающие с ним, на
которых приказом заведующего Учреждением возлагается данная функциональная
обязанность.
6.5. ИОМ разрабатывается на один учебный год по результатам мониторинга в начале
учебного года.
6.6. Педагогический работник выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации
образовательной программы по ИОМ.
6.7. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим
работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными
требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением.
6.8. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять обучение
ребёнка по ИОМ в Учреждении разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим Положением.
6.9. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным
представителям) воспитанника ознакомиться с:
- ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО;
- предлагаемым Учреждением учебным планом;
- порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации;
- формами работы с ребёнком, включенными в ОИМ.
6.10. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещё раз
обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника.
6.11. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с учётом
личностных особенностей воспитанника, а также с учётом особенностей конкретного ИОМ.
6.12. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным для воспитанников, требующих
индивидуального подхода и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом
обучения, с расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной
деятельности воспитанников с учетом требований СанПиН.
7. Ответственность
7.1.
Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных
отношений в порядке, установленном действующим законодательством.
7.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ

является заместитель заведующего Учреждением.
Он обеспечивает:
- организацию работы в Учреждении по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала
воспитанников по ИОМ;
- организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ;
- организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и
реализацииИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО;
- контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО; контроль за реализацией ИОМ;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и
реализации ИОМ;
- организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ;
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ.
Руководствуется в своей деятельности:
- требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в
сфере образования;
- приказами и распоряжениями заведующего Учреждением;
- Уставом Учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.
8. Заключительные Положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Учреждения,
принимается на педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации.
8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от 31.08. 2022 г. № 1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».