Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРИНЯТО: педагогическим советом детский сад комбинированного протокол № 1 от «31» августа 2022 г. Председатель УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ № 4 Е.С. Матюшенко Приказ от 31.08.202 г. № 235 /13 /В.О. Григорчук/ подпись расшифровка подписи ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД № 4» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» (далее – Положение, Учреждение) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 с изменениями на 21 января 2019 года; - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Уставом Учреждения; - Основной образовательной программой дошкольного образования (далее – ООП ДО); - адаптированными основными образовательными программами дошкольного образования (далее – АООП ДО) в Учреждении. 1.2. Положение определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (далее - ИОМ) в пределах осваиваемой ООП ДО, реализуемой в Учреждении, а также структуру, содержание, порядок разработки и утверждения ИОМ воспитанника. 1.3. Под ИОМ в Положении понимается единый план образовательной деятельности и/или коррекционной работы для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов, одаренных детей: - персональный путь компенсации трудностей в обучении; - способ реализации личностного потенциала воспитанника (интеллектуального, эмоциональноволевого, деятельностного, духовно-нравственного); - структурированная программа действий воспитанника на некотором фиксированном этапе обучения. 1.4. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной коррекции особенностей его развития, с целью освоения образовательной программы дошкольного образования. Это путь компенсации грузностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. 1.5. ИОМ для воспитанника, проявляющего определенные способности в различных видах детской деятельности, т.е. одаренного ребенка, рассматривается как поддержка воспитанника, построение его образовательной траектории. 1.6. ИОМ предполагает разработку учебного плана, обеспечивающего освоение основной образовательной/адаптированной основной /адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. Цель ИОМ в Учреждении — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных возможностей. 1.7. ИОМ является составной частью ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО Учреждения и призван: - обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в том числе с OB3 и детей-инвалидов; - обеспечить освоение Программы детьми при наличии трудностей обучения или находящихся в особой жизненной ситуации; - создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. 1.8. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.9. ИОМ разрабатывается и утверждается в Учреждении после педагогической диагностики воспитанника. 1.10. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель данного ИОМ в рамках учебного плана. 1.11. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Цели и задачи положения 2.1. Целью Положения является обеспечение реализации права воспитанников в Учреждении на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по ИОМ. 2.2. Индивидуальный образовательный маршрут — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника. 2.3. Задачи Положения: - определять основные организационные механизмы, реализуемые в Учреждении для обучения по ИОМ; - обеспечивать возможность обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями; - обеспечивать соответствие ИОМ требованиям ФГОС ДО; - определять ответственность педагогических работников Учреждения при обучении по ИОМ; - создавать условия для реализации индивидуальных образовательных потребностей воспитанников, выбор оптимальных форм и темпа их обучения. 2.4. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО Учреждения. 3. Принципы разработки ИОМ 3.1. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений опираются на следующие принципы: - принцип опоры на обучаемость ребенка; - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; - принцип соблюдения интересов ребенка; - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации); принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы); - принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода в педагогической диагностике) ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях; - принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт). Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладения с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту. 3.2. При реализации ИОМ воспитанника участники образовательных отношений руководствуются в своей деятельности: - требованиями действующего законодательства; - приказами заведующего Учреждением; - Уставом Учреждения; - принятыми в Учреждении локальными нормативными актами; - настоящим Положением. 4. Организационные механизмы 4.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в Учреждении с целью соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся: - информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников на обучение по ИОМ; - выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника, необходимых для разработки ИОМ; разработка основной образовательной программы дошкольного образования, включающих в качестве механизма ее реализации ИОМ; организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО; работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри педагогического коллектива Учреждения при разработке и реализации ИОМ. 5. Функциональные обязанности педагогов, участвующих в разработке и реализации ИОМ 5.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего Учреждением за организацию работы с воспитанниками в соответствии с ИОМ несут ответственность за реализацию ИОМ в полном объеме. 5.2. Старший воспитатель обеспечивает: - организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и реализации ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО: - организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ; - контроль за реализацией ИОМ. 5.3. Педагог-психолог: - проводит индивидуальное обследование ребенка, с целью выявления уровня психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании; - ведет документацию в соответствии с установленным порядком; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического сопровождения воспитанника; - осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; - отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.4. Учитель-логопед: - подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка; - устанавливает уровень речевого развития; - ведет документацию в установленном порядке: - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического сопровождения ребенка: - осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.5. Учитель-дефектолог: - проводит индивидуальное обследование обучающихся, с целью выявления уровня обученности ребенка; - ведет документацию в установленном порядке; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического сопровождения ребенка; - осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.6. Воспитатель: - проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение; - участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с ООП ДО, АООП ДО, АОП ДО Учреждения, возрастными и индивидуальными возможностями ребенка; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ; - осуществляет психологом педагогическую поддержку одаренных детей; - ведет документацию в соответствии с установленным порядком; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.7. Музыкальный руководитель: - проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня музыкального развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании ребенка; - ведет документацию в соответствии с установленным порядком; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения ребенка; - осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.8. Инструктор по физической культуре: - проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня физического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании; - ведет документацию в соответствии с установленным порядком; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения ребенка; - осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 5.9. Педагог дополнительного образования: - проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня художественноэстетического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии и воспитании; - ведет документацию в соответствии с установленным порядком; - участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках хореографического сопровождения ребенка; - осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей; - отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ; - проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ. 6. Порядок реализации ИОМ и его документационное оформление 6.1. Образовательными потребностями детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется Положением. 6.2. ИОМ разрабатывается для воспитанников: - на основе наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической, психологической диагностики с согласия родителей (законных представителей) воспитанников; - на основании Заключения ТПМПК для детей с ОВЗ; - на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. 6.3. ИОМ разрабатывается педагогами Учреждения, реализующими ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО после проведения педагогической и/или психологической диагностики воспитанника и заключения ТПМПК. 6.4. Реализацию ИОМ осуществляют педагогические работники (воспитатели, тьютор. учителя-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования), в труппах общеразвивающей (комбинированной) направленности, непосредственно работающие с ним, на которых приказом заведующего Учреждением возлагается данная функциональная обязанность. 6.5. ИОМ разрабатывается на один учебный год по результатам мониторинга в начале учебного года. 6.6. Педагогический работник выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации образовательной программы по ИОМ. 6.7. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением. 6.8. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять обучение ребёнка по ИОМ в Учреждении разрабатывается ИОМ соответствии с настоящим Положением. 6.9. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям (законным представителям) воспитанника ознакомиться с: - ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО; - предлагаемым Учреждением учебным планом; - порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации; - формами работы с ребёнком, включенными в ОИМ. 6.10. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещё раз обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника. 6.11. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с учётом личностных особенностей воспитанника, а также с учётом особенностей конкретного ИОМ. 6.12. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным для воспитанников, требующих индивидуального подхода и осуществляется в соответствии с индивидуальным планом обучения, с расписанием, отвечающим совокупному объему учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников с учетом требований СанПиН. 7. Ответственность 7.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим законодательством. 7.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ является заместитель заведующего Учреждением. Он обеспечивает: - организацию работы в Учреждении по информированию родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала воспитанников по ИОМ; - организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ; - организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и реализацииИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО; - контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО; контроль за реализацией ИОМ; - взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации ИОМ; - организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ; - организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации ИОМ. Руководствуется в своей деятельности: - требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования; - приказами и распоряжениями заведующего Учреждением; - Уставом Учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами; - настоящим Положением. 8. Заключительные Положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Учреждения, принимается на педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Учреждением. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации. 8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Согласовано с Родительским комитетом Протокол от 31.08. 2022 г. № 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)