Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРИНЯТО: педагогическим советом детский сад комбинированного протокол № 1 от «31» августа 2022 г. Председатель /В.О. Григорчук/ подпись УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ № 4 Е.С. Матюшенко Приказ от 31.08.2022 г. № 235/18 расшифровка подписи ПОРЯДОК (РЕГЛАМЕНТ) СБОРА, ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ДЛЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон (далееПорядок/Регламент) разработан для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4» (далее – Учреждение) в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155) (далее – ФГОС ДО); - Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020 г. № 373; - Уставом Учреждения; - Основной образовательной программой дошкольного образования (далее - ООП ДО). 1.2. Данный Порядок представляет собой систему сбора, обработки, анализа и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса, систему оценки индивидуального развития каждого ребенка. 1.3. Порядок распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами. 1.4. Данный Порядок предполагает сбор, обработку и анализ информации о развитии ребенка с привлечением заинтересованных сторон (родителей воспитанников/законных представителей, работников детского сада). 2. Основные понятия, цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка 2.1. Оценка индивидуального развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО осуществляется по пяти образовательным областям (оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития) по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО, а также через анализ степени вовлеченности заинтересованных сторон (коллектива и родителей). 2.2. Целью данного мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования Учреждения и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития Учреждения. 2.3. Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является: - комплектность; - непрерывность; - диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки); - уровневость; - доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщение информации (диаграммы/карты развития) для различных групп потребителей (педагогический совет, психолого-педагогический консилиум (далее - ППк)). 3. Организация и порядок проведения сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в Учреждении, фиксируется 2 раза в год – сентябрь, май. А также в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 3.1. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются воспитателями возрастной группы, специалистами в единую форму и предоставляются заместителю заведующего по воспитательной и методической работе (далее – зам. зав. по ВМР) в виде отчета развития детей возрастной группы. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебныйгод. 3.2. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: - зам. зав. по ВМР обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, разрабатывает и предоставляет карты критериев оценки, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; - педагоги Учреждения проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции (строят индивидуальный образовательный маршрут при необходимости). 3.3. Формой отчета проведения сбора и обработки информации является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее семи дней с момента завершения мониторинга. 3.4. Данные, полученные в результате мониторинговых исследований и контрольных мероприятий, отражаются в анализе выполнения годового плана, отчете о результатах самообследования и других отчетных документах Учреждения. 3.5. По итогам мониторинга проводятся заседания педагогического совета, административные и педагогические совещания. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи Учреждения для реализации в новом учебном году. 4. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка 4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогами. 4.2. В приложении к ООП ДО должно содержаться подробное описание педагогической диагностики с приложением инструментария, которым пользуется педагогический коллектив при проведении диагностики (критерии, показатели, индикаторы, таблицы и т.д.). Разработаны бланки, таблицы, сводные ведомости, т.е. те документы, в которых фиксируются результаты наблюдения (как ежедневные, так и итоговые). 4.3. Инструментарий диагностики должен быть надежным и валидным (если инструментарий разрабатывался педагогически коллективом самостоятельно, то необходима рецензия на него, подтверждающая его надежность и валидность). 4.4. На уровне сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка предусмотрены следующие решения, т.е. применяются электронные таблицы, унифицированные карты с автоматическим подсчетом результатов, построением графиков, диаграмм и т.д. 4.5. Информация, выявленная в ходе диагностики и анализа ее результатов, должна применяться педагогами для планирования и корректировки образовательных задач, а также для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 5. Порядок сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением заинтересованных сторон на основе показателей качества МКДО для групп Учреждения 5.1. С целью формирования механизма единой системы сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка, о состоянии системы образования Учреждения предусмотрено вовлечение заинтересованных сторон (родителей воспитанников). Информация, поступившая от родителей об индивидуальном развитии каждого ребенка, позволит обеспечить комфортные условия для проведения педагогического мониторинга и получить достоверные данные. 5.2. Вовлечение родителей обеспечит системную работу по изучению развития воспитанников, выявлению их индивидуальных потребностей и возможностей, интересов и инициатив, а также потребностей родителей. 5.3. Для достижения первого уровня по показателям качества МКДО достаточно ограничиться сбором внешней информации о развитии ребенка (Приложение № 1), который предусмотрен Правилами приема на обучение. Родители на этом уровне должны предоставить медицинское заключение (где указана информация о физическом развитии и здоровье ребенка), а также заключение ПМПК. 5.4. Для достижения качества второго уровня необходимо, чтобы контекстная информация о развитии ребенка в семье, о его интересах и индивидуальных особенностях собиралась с участием родителей (Приложение № 2). Для этого необходимы анкеты, опросники в группах и т.д., которые направлены как раз на выявление более конкретной информации о ребенке, которой могут воспользоваться воспитатели в целях развития качеств личности воспитанников, индивидуализации образования. Данные анкеты, бланки, опросники должны быть заполнены, а педагоги в ходе опроса должны показать, где и как используют эту информацию. На третьем, базовом уровне, необходимо, чтобы результаты развития воспитанников регулярно обсуждались с их родителями для углубления понимания процессов развития. Обсуждение может происходить индивидуально с родителями детей, на собрании, если результаты наблюдения показывают общие тенденции по группе, либо в ходе заседания ППк, если результаты наблюдения говорят о необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута. Также можно обсуждать с родителями результаты через изучение материалов детских портфолио, стендов «Я умею! Я могу!» и т.д. Кроме того, на этом же уровне качества предполагается, что в старших и подготовительных к школе группах результаты наблюдения, достижения детей обсуждаются с воспитанниками группы. Отражение этого обсуждения можно найти в продуктах деятельности по результатам организации образовательной деятельности в режимных моментах. 6. Документация и хранение информации 6.1. Диагностический материал, пособия для определения уровня усвоения детьми дошкольного возраста с 1,6 до 7 лет образовательных стандартов – хранятся у воспитателей и специалистов Учреждения. Обновляется по мере необходимости. 6.2. Результаты общей диагностики усвоения детьми программных требований, уровня развития детей заносятся в сводную таблицу и хранятся у зам. зав. по ВМР. 6.3. Карты развития воспитанников Учреждения по результатам мониторинга и хранятся в группе. 6.4. Порядок хранения в архивах информации о результатах на бумажных и (или) электронных носителях регламентируется следующими документами: - законом от 27.07 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; - законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». 6.5. Учреждение обязано обеспечить хранение сводных листов мониторинга по возрастным группам на бумажных носителях до 5 лет. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящий Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон является локальным нормативным актом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Данный Порядок принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Порядка/Регламента. 7.4. После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение № 1. Анкета для родителей (при поступлении ребенка в ДОО) Уважаемые родители! Ваш ребенок поступает в детский сад. Для организации эффективной работы с ним предлагаем ответить на вопросыанкеты об особенностях развития вашего ребенка. 1. Ф.И.О. ребёнка 2. Дата рождения ребенка 3. Относится ли Ваш ребенок к категории «дети-инвалиды?» да/нет 4. Если на предыдущий вопросы Вы ответили «да», укажите условия, необходимые для Вашего ребенка (указанные в ИПР) 5. Относится ли Ваш ребенка к категории «дети с ОВЗ»? да/нет 6. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите дату заключения ПМПК и наименование адаптированной образовательной программы, рекомендованной Вашему ребенку 7. Есть ли у Вашего ребенка пищевая аллергия? да/нет 8. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите продукты, являющиеся аллергенами для Вашего ребенка 9. Посещал ли Ваш ребенок ранее другую дошкольную образовательную организацию (частную или муниципальную)? да/нет 10. Находился ли Ваш ребенок в контакте с инфекцией в течение последних 21 дней? 11. Какие заболевания перенес Ваш ребенок? Приложение № 2. Примерные вопросы для составления анкеты для родителей о развитии ребенка Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям? Как засыпает? Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты максимально (используются ребенком свободно)? - Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты неустойчиво (ребенок нуждается в помощи взрослого)? - Какие навыки самообслуживания у ребенка находятся на начальной стадииразвития? - Какие навыки самообслуживания у ребенка отсутствуют? - Умеет ли ребенок играть сам? - С желанием ли играет с другими детьми? - Делится ли своими игрушками? - Каковы любимые занятие дома? - С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? - Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? - Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки, навязчивые движения? - Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? - Проявляет ли интерес к действиям взрослых? - Легко ли идет на контакт со взрослыми? - Легко ли идет на контакт с детьми? - Усидчив, внимателен, активен ли Ваш ребенок? Есть ли опыт разлуки с близкими? - Есть ли эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых? - Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям? (повышенную подвижность; стеснительность; обидчивость; упрямство; двуязычие; другое…). - Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)