Положение о взаимодействии МАДОУ № 4 с семьями воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
детский
сад комбинированного
от «31» августа
2022 г.
Председатель
/В.О. Григорчук/
подпись

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ № 4
Е.С. Матюшенко
Приказ от 31.08.2022 г. №235/1

расшифровка подписи

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 4»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» (далее – Положение,
Учреждение) разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 с изменениями на 21 января 2019 года,
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г.
№ 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом Учреждения.
1.2. Положение является локальным нормативным актом Учреждения и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения
их в единое пространство детского развития в Учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных
представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги Учреждения.
1.5. Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей,
направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности для
обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников
Учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы Учреждения с семьей,
документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
- работа с работниками Учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) воспитанников и
формирование традиций семейной культуры;
- изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
- вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность Учреждения,
совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
- сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов Учреждения;
- формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
- организация сотрудничества Учреждения с семьей;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника Учреждения;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;

- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей
и необходимой коррекции нарушений их развития;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам
образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его
организации);
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров
у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников Учреждения к
традиционной культуре;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
- выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями)
воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в
области защиты прав и достоинств ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных
представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического,
социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого,
технического развития детей;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских
взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы Учреждения
3.1. Планирование работы по взаимодействию Учреждения с семьями воспитанников строится в
соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы:
- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и
партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
- принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а
также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;
- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и
развития ребенка;
- принцип непрерывности преемственности между Учреждением и семьёй воспитанника на всех
ступенях обучения;
- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;
- принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных
делах) и открытость (сайт Учреждения);
- принцип доброжелательности всех участников содружества;

- принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы Учреждения не допускается никакого принуждения);
- принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и
творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
- принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
- принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников
Учреждения на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания
неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
- принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия Учреждения с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет Учреждения. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и конкретными условиями
работы.
4.2. Организация взаимодействия Учреждения и семьи предполагает следующие этапы работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания
своего ребенка, других детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия Учреждения и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия Учреждения
и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников
Учреждения;
- одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников Учреждения с
родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников Учреждения.

4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
- посещение семей на дому;
- анкетирование;
- наглядная пропаганда педагогических знаний;
- родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих
впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта
работы;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- круглые столы;
- деловые игры;
- тренинги;
- почта доверия;
- семейные проекты;
- творческие проекты;
- тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских
собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного
общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения
детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества Учреждения с семьей:
- методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов
реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие Учреждения и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных
отношений в Учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их
родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
- создание в Учреждении атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
- переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы
друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий Учреждения и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива Учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной
школой, домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными
образовательными учреждениями.
6. Обязательства Учреждения в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного
образования (далее – ООП ДО), и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых
в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию ООП ДО, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов,
связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы Учреждения с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему Учреждением, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий
по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и
опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных
конкурсах, праздниках, организуемых в Учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи Учреждению в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников
о воспитании детей в Учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в
работе с семьей за прошлый год;
- учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
- разнообразие планируемых форм работы;
- планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических
кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
- разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам Учреждения в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
- выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями
воспитанников;
- выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в Учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

- планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны
родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в Учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации ООП
ДО.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников
осуществляется заведующим, заместителем по методической и воспитательной работе (далее –
зам. зав. по ВМР), старшим воспитателем Учреждения.
8.3. Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель в рамках контроля имеют право:
- посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом
воспитателя;
- изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
- привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
Учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет Учреждения - постоянный коллегиальный орган управления, в
состав которого избираются работники Учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5. Совет Учреждения имеет полномочия:
- определение основных направлений развития Учреждения;
- организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
- контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском саду,
сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
- поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников Учреждения;
- участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник Учреждения имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
- планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по Учреждению на
учебный год;
- протоколы групповых родительских собраний;
- конспекты мероприятий;
- отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
- протоколы заседаний Совета Учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в Учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии Учреждения с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
Учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в Положение, оформляются в письменной форме в
соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от 31.08. 2022 г. № 3

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».