Положение о работе с одарёнными детьми в МАДОУ № 4

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
детский сад комбинированного
протокол № 1
от «31» августа 2022 г.
Председатель____________/В.О.Григорчук/

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ № 4
Е.С. Матюшенко
Приказ от 31.08.2022 г. №235/7

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД № 4»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» (далее – Положение,
Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года (ст.77),
постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 года № 1239 «Об утверждении Правил
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего
развития» с изменениями на 27.05.2020 года, а также Уставом и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность Учреждения.
1.2. Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с
признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его
индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для
одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и
сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие
интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных
способностей.
1.3. Актуальность Положения заключается в необходимости поддержки прав одаренных детей
на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из результатов реализации
работы с одаренными воспитанниками в Учреждении является увеличение участия
талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Одаренные дети имеют:
- более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
- доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и
средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
одаренных детей в условиях Учреждения, а также создание благоприятных условий для
реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей,
руководителей Учреждения.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов
одаренности воспитанников;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
- работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
- использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и
свободной деятельности детей;
- организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
- поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам
на текущий учебный год.

1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
- принцип расширения образовательного пространства;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
- принцип добровольности;
- принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации Положения являются:
- администрация Учреждения (заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель);
- воспитатели;
- специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре);
- воспитанники;
- родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации Положения:
- конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии
с планом работы);
- проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями (законными
представителями);
- творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
- тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы Учреждения).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:
Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта
работы с одаренными детьми
Тематический контроль

Периодичность
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год, итоговый педсовет

3. Основные направления работы Учреждения
сопровождению одарённых воспитанников

По годовому плану
по

выявлению,

поддержке

3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее
выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
- создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
- создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
- мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в Учреждении для работы с одаренными воспитанниками:

и

- организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными
учреждениями;
- создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
- активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
- развитие проектной деятельности воспитанников;
- подготовке материалов для сайта Учреждения;
- привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников:
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными
воспитанниками;
- создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений,
форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
- организация мастер-классов;
- тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития
одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
- организация в Учреждении дополнительных образовательных программ;
- организация проектной деятельности с воспитанниками;
- организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
- поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в
Учреждении.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
- педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
- помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных
воспитанников;
- проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
- тематические конкурсы, выставки;
- проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических работников, работающих с
одаренными детьми:
- для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие в
творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и
достижениях воспитанников на сайте Учреждения и отдела образования;
- одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами,
награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри Учреждения, обеспечение
участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и
достижениях на сайте Учреждения.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
- беседы с родительской общественностью;

- беседы с руководством
индивидуальных предприятий.

различных

предприятий

города

(населенных

пунктов),

4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в Учреждении.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
- конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные шоу;
- спортивные соревнования;
- викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего Учреждением входит:
- планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
- материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
воспитанниками.
4.2. Функции заместителя заведующего по воспитательной и методической работе:
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и
планирование в годовом плане работы Учреждения мероприятий по работе с одаренными
детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности;
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией
Положения, организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми;
- подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
- помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
- сбор информационных данных по одарённым детям;
- оформление нормативной документации;
- планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
4.3. Функции старшего воспитателя:
- планирование в годовом плане работы Учреждения отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией
Положения;
- руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными воспитанниками;
- координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
воспитанников;
- сбор информационных данных по одарённым детям;
- подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
- сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по
данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками;
- определение критериев эффективности работы;
- оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом
кабинете;
- размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте
Учреждения.

4.4. Функции педагогов:
- выявление одаренных воспитанников;
- мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности
участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов
за воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных
представителей) и педагогов;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными воспитанниками,
включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней;
- организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
- подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
- оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого отчета
для предъявления на Педсовете;
- создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по
вопросам развития способности их детей.
4.5. Функции специалистов:
- выявление одаренных детей;
- заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей
(сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих
диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
- планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
- предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с
одаренными воспитанниками.
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:
- работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий, участия
в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества,
викторин, спортивных соревнований;
- работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются
дифференцированные
и
развивающих
технологии,
использование
исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения
педагогического опыта;
- работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных
(творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями):
- одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий,
наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в
конкурсах;
- за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по воспитательной и
методической работе, воспитатели.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение является локальным, нормативным актом, утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего Учреждением.

6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».