Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРИНЯТО: педагогическим советом детский сад комбинированного протокол № 1 от «31» августа 2022 г. Председатель____________/В.О.Григорчук/ УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ № 4 Е.С. Матюшенко Приказ от 31.08.2022 г. №235/7 ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД № 4» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» (далее – Положение, Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года (ст.77), постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 27.05.2020 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность Учреждения. 1.2. Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. 1.3. Актуальность Положения заключается в необходимости поддержки прав одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в Учреждении является увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. 1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: - более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления; - доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях Учреждения, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей Учреждения. 1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи: - выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности воспитанников; - составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников; - работа воспитателей по индивидуальным маршрутам; - использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности детей; - организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей; - поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты. 1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год. 1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации 2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы: - принцип расширения образовательного пространства; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип развивающего обучения; - принцип опережающего обучения; - принцип комфортности в любой деятельности; - принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей воспитанников; - принцип добровольности; - принцип создания ситуации успеха и уверенности. 2.2. Участниками реализации Положения являются: - администрация Учреждения (заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель); - воспитатели; - специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре); - воспитанники; - родители (законные представители) воспитанников. 2.3. Формы проведения мониторинга реализации Положения: - конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии с планом работы); - проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями (законными представителями); - творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми; - тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы Учреждения). 2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду: Формы Конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. Проектная деятельность воспитанников совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми Тематический контроль Периодичность По годовому плану По годовому плану 1 раз в год, итоговый педсовет 3. Основные направления работы Учреждения сопровождению одарённых воспитанников По годовому плану по выявлению, поддержке 3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников: - создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста; - создание информационных данных по одаренным воспитанникам; - мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме. 3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы образования в Учреждении для работы с одаренными воспитанниками: и - организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными учреждениями; - создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; - участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками; - активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными воспитанниками; - развитие проектной деятельности воспитанников; - подготовке материалов для сайта Учреждения; - привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми. 3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников: - проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными воспитанниками; - создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений, форм массовой работы и др.). 3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными воспитанниками: - организация мастер-классов; - тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка. 3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: - создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное образование; - организация в Учреждении дополнительных образовательных программ; - организация проектной деятельности с воспитанниками; - организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях. 3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей: - совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных представителей); - поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в Учреждении. 3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников: - педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов; - помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных воспитанников; - проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию. 3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга: - тематические конкурсы, выставки; - проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в конкурсах. 3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических работников, работающих с одаренными детьми: - для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте Учреждения и отдела образования; - одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри Учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте Учреждения. 3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей: - беседы с родительской общественностью; - беседы с руководством индивидуальных предприятий. различных предприятий города (населенных пунктов), 4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками 4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в Учреждении. 4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками: - конкурсы-выставки детского творчества разной тематики; - музыкальные шоу; - спортивные соревнования; - викторины, интеллектуальные игры и др. 4.3. В функциональные обязанности заведующего Учреждением входит: - планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной деятельности; - материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными воспитанниками. 4.2. Функции заместителя заведующего по воспитательной и методической работе: - регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и планирование в годовом плане работы Учреждения мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; - регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией Положения, организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми; - подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников; - помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей; - сбор информационных данных по одарённым детям; - оформление нормативной документации; - планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п. 4.3. Функции старшего воспитателя: - планирование в годовом плане работы Учреждения отдельных мероприятий по работе с одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; - регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией Положения; - руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; - организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными воспитанниками; - координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми; - помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых воспитанников; - сбор информационных данных по одарённым детям; - подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников; - сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме; - подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками; - определение критериев эффективности работы; - оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом кабинете; - размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте Учреждения. 4.4. Функции педагогов: - выявление одаренных воспитанников; - мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов; - корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней; - организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками; - подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам; - оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого отчета для предъявления на Педсовете; - создание картотеки материалов повышенного уровня сложности; - консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам развития способности их детей. 4.5. Функции специалистов: - выявление одаренных детей; - заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей); - планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками; - предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с одаренными воспитанниками. 5. Направления работы с одарёнными воспитанниками 5.1. Работа с воспитанниками: - работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований; - работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий. 5.2. Работа с кадрами: - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта; - работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 5.3. Работа с родителями (законными представителями): - одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах; - за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, воспитатели. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)