Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13
фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А
электронный адрес: skazkads4@mail.ru
адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru
контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МАДОУ № 4
от «31 » августа 2023 г. № 142

СОГЛАСОВАНО:
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

Положение по работе с одарёнными детьми
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 4»
1. Общие положения
Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (ст.77), постановлением
Правительства РФ от 17.11.2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления
детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего
развития» с изменениями, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами
Российской
Федерации,
регламентирующими
деятельность
дошкольного
образовательного учреждения (далее - ДОУ).
Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с
признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его
индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для
одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях
и сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие
интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных
способностей.
Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из
результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является
увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в томили ином виде деятельности.
Одаренные дети имеют:

более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;

доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и
средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание
благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения
усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
 выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности воспитанников;
 составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
 работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
 использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
 отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и
свободной деятельности детей;
 организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
 поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и
планам на текущий учебный год.
Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
 принцип добровольности;
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
Участниками реализации данного Положения являются:
 администрация ДОУ (заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель);
 воспитатели;
 специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре);
 воспитанники;
 родители (законные представители) воспитанников.
Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
 конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в
соответствии с планом работы);
 проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);
 творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;

тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:



Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта
работы с одаренными детьми
Тематический контроль

Периодичность
По годовому плану
По годовому плану
1 раз в год, итоговый педсовет
По годовому плану

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарённых воспитанников
Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на
раннеевыявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
 создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
 создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
 мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
 организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между ДОУ;
 создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
 активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
 развитие проектной деятельности воспитанников;
 подготовке материалов для сайта ДОУ;
 привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников:
 проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с
одарёнными воспитанниками;
 создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
 организация мастер-классов;
 тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения
развития одаренного ребенка.
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
 создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
 организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
 организация проектной деятельности с воспитанниками;
 организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
 совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
 поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:

педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
 помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных
воспитанников;
 проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
 тематические конкурсы, выставки;
 проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих
содаренными детьми:
 для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие
в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об
успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ;
 одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами,
награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного
образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях
различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
 беседы с родительской общественностью;
 беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов),
индивидуальных предприятий.


4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года заканчивается
вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
Формы работы с одарёнными воспитанниками:
 конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
 музыкальные шоу;
 спортивные соревнования;
 викторины, интеллектуальные игры и др.
В функциональные обязанности заведующего ДОУ входит:
 планирование работы детского сада работы с одарёнными детьми и контроль за ее
выполнением воспитанниками в образовательной деятельности;
 материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
воспитанниками.
Функции заместителя заведующего по воспитательно-методической работе:
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и
планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными
детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной
деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией
данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарёнными
детьми;
 подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
 помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 оформление нормативной документации;
 планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
Функции старшего воспитателя:

планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией
данного Положения;
 руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
воспитанниками;
 координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
 помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
воспитанников;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
 сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы
по данной проблеме;
 подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками;
 определение критериев эффективности работы;
 оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
 размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на
сайте ДОУ.
Функции педагогов:
 выявление одаренных воспитанников;
 мониторинг
развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.),
наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и
анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
 корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого,
исследовательского уровней;
 организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
 подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
 оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого
отчета для предъявления на Педсовете;
 создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
 консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по
вопросам развития способности их детей.
Функции узких специалистов:
 выявление одаренных детей;
 заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей
(сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные
своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
 планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
 предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с
одаренными воспитанниками.


5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
Работа с воспитанниками:
 работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий,
участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского
творчества, викторин, спортивных соревнований;

работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование
исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
Работа с кадрами:
 повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения
педагогического опыта;
 работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах),
индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
Работа с родителями (законными представителями):
 работа с родителями (законными представителями) одарённых
воспитанников
проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной
информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах;
 за
данное направление ответственность несут заместитель заведующего по
воспитательно-методической работе, старший воспитатель, воспитатели.


6. Заключительные положения
Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является
локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».