Положение о работе педагога-психолога в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13
фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А
электронный адрес: skazkads4@mail.ru
адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru
контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от « 31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МАДОУ № 4
от «31» августа 2023 г. № 142

СОГЛАСОВАНО:
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

Положение о работе педагога-психолога
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 4»
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021
года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №
1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральными Законами,
приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации
психологического сопровождения в детском саду, письмом Минобразования России №
29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании рабочего времени педагога-психолога
образовательного учреждения, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
Данное Положение устанавливает основные направления и виды деятельности
педагога-психолога, определяет его ответственность, права и обязанности, а также
регламентирует деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного
учреждения.
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
ориентирована как на воспитанников, так и на административных педагогических
работников и родителей (законных представителей) детей, их психологическую поддержку
и обеспечение их психического здоровья, на психологическое обеспечение воспитательнообразовательной деятельности, на создание условий для личностного, интеллектуального и
социального развития воспитанников.
Основной целью деятельности педагога - психолога в ДОУ является психологическое
сопровождение личностной и социальной адаптации детей в процессе обучения и
воспитания и подготовке их к школе, а также обеспечение индивидуализации и
гуманизации педагогического процесса.
Педагог-психолог осуществляет свою работу, руководствуясь международными
актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом № 273ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями
органов Управления образования, настоящим Положением.

На должности педагога-психолога ДОУ могут работать специалисты с базовым
психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие
специальную переподготовку по специальности “Психология”, имеющие диплом
государственного образца. Назначение на должность педагога-психолога определяется на
основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется интересами ребенка и
задачами его всестороннего и гармоничного развития, реализуя принцип “Не навреди!”
Педагог - психолог работает в тесном контакте с педагогическим коллективом
дошкольного образовательного учреждения и родителями (законными представителями)
воспитанников.
Важнейшим условием эффективности работы является правильное понимание
педагогом-психологом и воспитателем сущности их профессионального взаимодействия.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное
сотрудничество на всех стадиях работы следует рассматривать как необходимое условие
плодотворной работы.
Педагог-психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте со
специалистами в области медицины, дефектологии и других областях, органами опеки и
попечительства, органами внутренних дел, представителями общественности,
оказывающими дошкольному образовательному учреждению помощь в воспитании и
развитии детей. Отношения со всеми специалистами строятся на основе равенства и
взаимодополняемости позиций.
2. Цели и задачи
В своей деятельности в ДОУ педагог-психолог исходит из необходимости реализации
как образовательных, так и социальных целей системы дошкольного образования.
Образовательная цель – это приобретение воспитанниками дошкольного
образовательного учреждения необходимых знаний и навыков для получения профессии,
развития карьеры, достижения успеха в жизни.
Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих возможностей,
исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. Социальная цель
состоит также в воспитании стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия,
ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному
взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Целью деятельности педагога-психолога ДОУ являются:
•
содействие администрации и педагогическому коллективу дошкольного
образовательного
учреждения
в
создании
социальной
ситуации
развития,
соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические
условия для охраны здоровья и развития личности детей, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников воспитательнообразовательных отношений;
•
содействие в приобретении воспитанниками детского сада психологических знаний,
умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения
успеха в жизни.
К основным задачам педагога-психолога ДОУ относятся:

•

•
•
•
•

•
•

•

•

психологический анализ социальной ситуации развития в дошкольном
образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их
возникновения, путей и средств их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом
возрастном этапе;
формирование у детей способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие
педагогическому
коллективу
в
гармонизации
социальнопсихологического климата в дошкольной образовательной организации;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям воспитанников;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье,
а также развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения, образовательных
программ и проектов, учебно-методических пособий;
участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании
условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в
процессе непрерывного образования;
содействие распространению и внедрению в практику дошкольного
образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной
психологии.

3. Организация деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог ДОУ является равноправным членом педагогического коллектива
дошкольного образовательного учреждения. Принимает участие в работе Педагогических
советов, педагогических консилиумов, методических объединений и др.
Для организации работы педагога-психолога в дошкольном образовательном
учреждении создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в
отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения
диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с детьми и
взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием.
Нагрузка педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении составляет не
более 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка и
регулируется данными правилами с учётом:
•
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
воспитательно-образовательных отношений в пределах не менее половины недельной
продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей контингента
воспитанников и образовательной деятельности, количество часов работы с участниками
образовательных отношений устанавливается администрацией детского сада;
•
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки
анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации,
методическая
работа
(семинары,
педсоветы
и
т.д.),
а
также повышения квалификации.
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с воспитанниками детского сада разных возрастов и различными
категориями взрослых.
Педагог-психолог ведёт учет проводимой в ДОУ работы, согласовывает планирование и
представляет отчетность по административной и профессиональной линии.

График работы педагога-психолога согласовывается с администрацией дошкольного
образовательного учреждения. При составлении графика работы педагога-психолога
учитывается необходимость работы по повышению квалификации.
На время отсутствия педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении
(болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу,
обладающему необходимой квалификацией.
Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска, дополнительной
учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными документами Министерства
образования и науки Российской Федерации.
4. Основные направления деятельности педагога-психолога
Прикладное – психологическое сопровождение воспитательно-образовательной
деятельности, включая участие в составлении программы развития ДОУ, образовательных
программ, создании учебных пособий, разработке психологических оснований
дидактических и методических материалов.
Практическое – непосредственная работа педагога-психолога в дошкольном
образовательном учреждении.
В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, их
интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального
подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и
личностном самоопределении.
Непосредственная задача деятельности педагога-психолога – работа с детьми,
родителями (законными представителями) воспитанников, специалистами, воспитателями,
администрацией дошкольного образовательного учреждения и др.
Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни
для всех участников воспитательно-образовательных отношений в ДОУ, развитию детей и
их творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению
психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей
дошкольного возраста, занимается профилактикой подобных нарушений.
5. Основные виды деятельности педагога-психолога
Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и определяется
необходимостью формирования у педагогических работников и администрации ДОУ, у
родителей (законных представителей) и детей потребности в психологических знаниях,
желании использовать их в интересах собственного развития, создания условий для
полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе,
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и
развитии интеллекта.
В рамках психопрофилактического направления педагог-психолог осуществляет
следующие мероприятия:
•
проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям (законным
представителям) и воспитателям рекомендации по оказанию помощи воспитанникам в
адаптационный период;
•
проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального развития
с целью выявления воспитанников с отклонениями в развитии и оказания своевременной
коррекционно-развивающей помощи;
•
участвует в приеме детей в группы коррекционной направленности, определяет
психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления
возможных отклонений и их коррекции;
•
предлагает родителям (законным представителям) методы занятий с ребенком для
ликвидации пробелов в подготовке к школе;

•

•

•
•

•

•

•

•

•

•

•

совместно с педагогами ДОУ намечает программу индивидуальной работы с детьми
с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и
гармонического развития в процессе школьного обучения;
проводит психологическое обследование детей при переходе из одной возрастной
группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями (законными
представителями) программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе;
ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и невротических
срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;
участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с целью
психологического анализа поведения и развития воспитанников детского сада для
наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности, склонностей,
способностей;
ведёт работу по созданию благоприятного психологического климата в ДОУ, а
именно оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый,
взрослый - ребенок, ребенок - ребенок) и консультирует педагогов, воспитателей и других
работников по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности
педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической
перегрузки членов педагогического коллектива дошкольного образовательного
учреждения;
проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и проведенных
мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным
особенностям детей, актуальным задачам их развития.
Психологическая диагностика
Основной задачей данного вида деятельности педагога-психолога ДОУ является
диагностика развития личности воспитанников, углубленное психолого-педагогическое
изучение детей на протяжении всего периода дошкольного детства, определение
индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в
процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в
обучении и развитии.
Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как индивидуально, так и
с группами детей.
В рамках психодиагностического направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
проводит в случае необходимости психологическое обследование воспитанника
ДОУ с целью определения хода его психического развития, соответствия развития
возрастным нормативам.
проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с
целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи
в личностном самоопределении.
проводит диагностику общения воспитанников детского сада со взрослыми и
сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют
дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии для
определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую
природу, а также форм и причин явного асоциального поведения.
Психологическая коррекция
Данный вид деятельности предполагает активное воздействие педагога-психолога
ДОУ на процесс формирования личности и сохранение индивидуальности
воспитанников.

•

•

•

•

•

Этот вид деятельности определяется необходимостью обеспечения соответствия развития
детей возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в
индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей и
склонностей.
Особое место в данном направлении занимает совместная деятельность педагогапсихолога по разработке коррекционных программ совместно с другими специалистами:
дефектологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами и др.
–в процессе обучения и воспитания, в коррекции поведения детей.
Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей определяемых в ходе
психодиагностических исследований, и носят строго индивидуальный, конкретный
характер.
В ходе психокоррекционной работы:
педагог-психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон психического
развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном
этапе;
педагог-психолог совместно с педагогом (воспитателем) разрабатывает и помогает
ему в осуществлении программы коррекции, направленные на устранение отклонений в
психическом развитии ребенка;
развивающая и психокоppекционная работа может проводиться в процессе
специальной работы педагога-психолога с отдельными воспитанниками, специальной
работы с группами детей, в процессе воспитательных мероприятий и в формах,
подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда
отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной
нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более
строгих мер административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе
дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют
преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер
открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он
может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве
эксперта или консультанта.
Консультативная деятельность
Данный вид деятельности педагога-психолога ДОУ направлен на консультирование
взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
В процессе консультативной деятельности педагог-психолог консультирует родителей
(законных представителей), администрацию и педагогов детского сада по проблемам
обучения и воспитания детей в форме педагогики сотрудничества, проводит
индивидуальное или групповое консультирование участников воспитательнообразовательной деятельности по проблемам обучения, личностного развития и
жизненногосамоопределения по проблемам общения.
В процессе консультативного направления педагог-психолог решает следующие
конкретные задачи:
консультирует администрацию, специалистов, воспитателей, родителей (законных
представителей) по проблемам психологии обучения и воспитания детей, психологической
основы педагогики сотрудничества;
проводит индивидуальное и групповое консультирование воспитанников по
проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;

•

•

•

способствует повышению психологической культуры педагогов, родителей,
представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых
консультаций, участием в педсоветах, методических объединениях, общих и групповых
родительских собраниях, чтением лекций и др.
выступает в качестве эксперта - консультанта при решении вопросов о психическом
состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов,
органов опеки и попечительства и др. с целью вынесения соответствующими инстанциями
обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе
ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение
родительских прав, усыновление и т.п.);
в качестве консультанта принимает участие в планировании воспитательнообразовательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как
возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в дошкольном образовательном
учреждении.

6. Права и обязанности педагога-психолога
В соответствии с законодательством Российской Федерации, педагог-психолог ДОУ,
как и любой специалист службы практической психологии образования Российской
Федерации, несет персональную профессиональную ответственность за объективность
психологического заключения, адекватность используемых диагностических и
коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность
информации.
Педагог-психолог несет ответственность за сохранность протоколов обследований,
документации в соответствии с формами установленного образца.
Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную
ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной
компетенции.
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог ДОУ:
•
рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не выполнимых с
точки зрения современных требований психологической науки и практики, а также
находящихся в компетенции представителей других специальностей (медицина,
дефектология, социальная сфера и др.);
•
повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения
психологической науки и практики, знает основы возрастной, педагогической психологии
и принципы организации Службы практической психологии в системе образования;
•
применяет современные научно обоснованные методы диагностической,
развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
•
препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и других видов
психологических практик некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой;
•
в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его полноценного
психического и физического развития;
•
выполняет распоряжения и указания соответствующих органов отдела образования,
администрации ДОУ и специалистов соответствующих органов общественного
самоуправления, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных возможностей и средств;
•
оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу в
решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, оказывает
необходимую и возможную помощь воспитанникам в решении их

•

•

•

•

•
•

•
•

•

•
•

•
•

индивидуальных проблем, содействует развитию психологической грамотности родителей
(законных представителей) в вопросах детской и возрастной психологии;
соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не распространяет
сведения, полученные в результате психодиагностической и консультативной работы,
если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического
аспекта психокоррекции или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности в
соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
В своей деятельности педагог-психолог ДОУ имеет право:
на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом "Об образовании в Российской Федерации" и соответствующими распоряжениями
Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы
образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.);
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
на создание условий со стороны администрации дошкольного образовательного
учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда
эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
знакомиться
со
всей
имеющейся
документацией,
необходимой
для
профессиональной деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей, а также по вопросам их
социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе Педагогических советов ДОУ, в
работе
Психолого-медико-педагогических
консилиума
дошкольного
образовательного учреждения, Психолого-медико-педагогической комиссии, комиссий по
опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка. В случае несогласия с
решением указанных органов педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение
до сведения соответствующих инстанций;
участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и
других видов профессиональной деятельности, оценке их эффективности;
проводить групповые и индивидуальные обследования, направленные на решение
конкретных вопросов процесса дошкольного образования, воспитания и развития личности
воспитанников
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научнопопулярных газетах, журналах и пр.
7. Ответственность педагога-психолога ДОУ
Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность результатов
психологического
диагностирования,
адекватность
коррекционных
методов,
обоснованность рекомендаций.
Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение документации,
сохранность документов, отражающих деятельность психологической службы
дошкольногообразовательного учреждения.

Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материально – технических
средств, вверенных для работы психологической службы дошкольного образовательного
учреждения.
8. Документация педагога-психолога
К документации педагога-психолога ДОУ относится:
•
положение о психологической службе;
•
положение о работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
•
годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом дошкольного
образовательного учреждения;
•
календарные планы;
•
банк психодиагностических методик;
•
листы коррекционной работы;
•
результаты психологического обследования;
•
журнал регистрации индивидуальных консультаций;
•
журнал запросов;
•
планы и программы коррекционной работы;
•
методические рекомендации для воспитателей и иных педагогических работников;
•
рекомендации для родителей (законных представителей) воспитанников
дошкольного образовательного учреждения.
9. Заключительные положения
Настоящее Положение о работе педагога-психолога является локальным нормативным
актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в
действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».