Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13
фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А
электронный адрес: skazkads4@mail.ru
адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru
контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от « 31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МАДОУ № 4
от « 31» августа 2023 г. № 142

СОГЛАСОВАНО:
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

Положение
о психолого-педагогическом консилиуме
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения«Детский сад № 4»
1. Общие положения
Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в ДОУ (далее –
Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями, приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года № 1082 «Об
утверждении положения о психолого–медико-педагогической комиссии» (далее – ПМПк),
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года
№Р-93 «Об утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года
№27/901-6
«О
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
образовательного
учреждения», Уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ).
Данное Положение определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического
консилиума, а также его структуру и режим деятельности, описывает алгоритм проведения
обследования и содержание рекомендаций консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников, устанавливает права и обязанности
участников консилиума, устанавливает перечень документации психолого-педагогического
консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
Психолого-педагогический консилиум (далее – Консилиум) в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской
Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления
образования, Уставом дошкольного образовательного учреждения и
другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность ДОУ.
Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности
специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на
решение задач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых

образовательных потребностей воспитанников и определения стратегии оказания
психолого-педагогической помощи, как в самом дошкольном образовательном учреждении,
так и за его пределами.
Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об
отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений
(суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательной
деятельности, заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума
Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогической помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных
возможностей детского сада и в соответствии с особыми образовательными
потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно- психического здоровья детей.
Задачами деятельности Консилиума дошкольного образовательного учреждения
являются:
 организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
воспитанника с использованием современных диагностических методик,
направленных на выявление актуального уровня развития детей, а именно:
особенностей
сенсомоторного
развития,
познавательной
деятельности,
эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи, и определение
потенциальных возможностей воспитанников;
 выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных
специалистов для успешной адаптации и воспитания; организация работы с
родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк;
 определение
характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
 подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения,
необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы
сопровождения;
 содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ
и
инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк;
 отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации
программ коррекционно-развивающей работы;
 координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов
работы по сопровождению воспитанников;
 разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной
деятельности;
 подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального
развития воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также
характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПк
(Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года
№1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии», п. 15).
Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения
выполняет следующие функции:
 экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и
достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;








аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого,
системного и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и
результатах обследования на Консилиуме;
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного
возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования
воспитанника, к формам документации и статистической отчетности по результатам
деятельности Консилиума;
функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и
оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи,
оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.

3. Структура психолого-педагогического консилиума
ППк создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением
на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя
заведующего по воспитательно-методической работе. Приказом заведующего детским
садом утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов,
председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь.
Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица,
исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель заведующего по
ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог при наличии, учитель-логопед, учительдефектолог (при наличии).
На заседание ППк приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре), работающие с конкретными
воспитанниками.
Документы ППк, включая карты развития воспитанников, получающих психологопедагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются
педагогическим работникам при необходимости.
Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее
пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками
заседания ППк.
Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с
установлением ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в
протоколе заседания.
Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику
воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения,
фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день
проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими
рекомендациями, которые являются основанием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованного ребенка.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных
представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое
мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а
образовательная деятельность осуществляется по ранее установленной образовательной
программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников,
работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его
психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после
проведениязаседания.
При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию
оформляется Представление Консилиума. Представление ППк на воспитанника для

предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под
личную подпись.
Председатель ППк:
 организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает
систематичность его заседаний;
 возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
 координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных
представителей), педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между
дошкольным образовательным учреждением и социальными партнерами (в том
числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов);
 обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и
рекомендациями ПМПк.
Секретарь ППк:
 ведет отчетную и текущую документацию ППк;
 оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на
заседание, о дате, месте и времени его проведения;
 ведет протокол заседания ППк;
 координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель и другие
специалисты):
 организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка,
выявления причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и
поведении;
 определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а
также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных
представителей) по созданию оптимальных условий воспитания, обучения,
адаптации и социализации детей;
 участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на весь
период сопровождения приказом заведующего ДОУ:
 организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк;
 выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
 предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в
организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и
самочувствии;
 координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график
работы,
встречи, консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
 отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
 доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых
заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем
воспитанника на внеплановых заседаниях.
Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
 исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной
деятельности, учитывают его индивидуальные особенности;





соблюдают
специальные
образовательные
условия,
необходимые
для
сопровождаемого воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и
технические средства, специальный дидактический материал, оценивание
достижений, темп и объем выполнения заданий и др.);
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей
(законных представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.

4. Режим деятельности ППк
Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на
обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в
графике проведения заседаний.
Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не
реже одного раза в полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции,
внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
Внеплановые заседания Консилиума проводятся:
 при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
 при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития
воспитанника;
 при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие
воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей)
воспитанника, педагогических сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
 с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются
рекомендации для участников ДОУ по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников.
Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно.
Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного
рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом
заседаний ППк, а также запросами воспитанников на обследование и организацию
комплексного сопровождения воспитанника.
Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата,
размер которой определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.
5. Проведение обследования
Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностейобследуемого воспитанника.
Обследование воспитанника специалистами Консилиума осуществляется по
инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с письменного
согласия родителей (законных представителей).
Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно
информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение
заседания ППк.
На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику
назначается ведущий специалист (воспитатель или другой специалист). Ведущий

специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ППк (при необходимости).
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и
разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования
ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного
обследованияспециалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения детьми
с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации
ПМПк и могут включать в том числе:
 разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования;
 разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
 адаптацию учебных материалов;
 разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы;
 внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга
результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия
воспитания, обучения и развития, требующие организации воспитания и обучения по
индивидуальному образовательному маршруту, медицинского сопровождения, в том
числе:
 организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня
(снижение двигательной нагрузки);
 предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
 снижение объема обучающих занятий;
 предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
дошкольного образовательного учреждения.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
воспитанника, испытывающего трудности в освоении основной образовательной
программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации могут включать в
том числе:
 проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
 разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;
 адаптацию учебных материалов;
 разработку
индивидуальной профилактической программы в отношении
воспитанника с девиантным поведением;
 другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
ДОУ.
7. Права и обязанности
Родители (законные представители) воспитанника имеют право:

 присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании
ППк при обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной
программы, степени его социализации и адаптации;
 знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;
 вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
 получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер,
необходимых для разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации,
включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи;
 получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк.
Родители (законные представители) обязаны:
 неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его
решениями);
 обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и
курсов специалистов сопровождения.
Специалисты ППк обязаны:
 руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
 применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
 не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического
сопровождения;
 соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений о детях и их семьях.
Специалисты ППк имеют право:
 иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников,
испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной
адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в
документации ППк;
 представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и
направлениях собственной деятельности в качестве представителя дошкольного
образовательного учреждения при обследовании ребенка на ПМПк.

8. Документация ППк в детском саду
В перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении входит:
 приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;
 Положение о ППк в детском саду;
 график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
 журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк;
журнал
регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума;
 журнал направлений воспитанников на ПМПк;
 протоколы заседания ППк;
 карта
развития
воспитанника,
получающего
психолого-педагогическое
сопровождение:

результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;

представление воспитанника на ПМПк;

коллегиальные заключения ППк;

карта индивидуальных достижений;


согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.

9. Заключительные положения
Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».