Положение о психолого-педагогической службе ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №
4» юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13
фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А
электронный адрес: skazkads4@mail.ru
адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru
контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от « 31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МАДОУ № 4
от «31 » августа 2023 г. № 142

СОГЛАСОВАНО:
Заседанием Совета родителей
Протокол от «31» августа 2023 г. № 1

Положение о психолого-педагогической службе
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детский сад
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021
года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Положением о службе
практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации,
утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными
Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися
организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией ООН о правах
ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности и
организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности, порядок
управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы и направлено
на утверждение статуса данной службы в дошкольном образовательном учреждении.
Под психолого-педагогической службой ДОУ понимают организационную структуру,
определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов дошкольного
образовательного учреждения, ориентированную на психологическое обеспечение
воспитательно-образовательной деятельности.
Правовой и организационно-методической основой формирования психологопедагогической службы в ДОУ выступают:
• Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. №
636;
• Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017 года);

•

письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании
рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
• письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О психолого медикопедагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
• правовая база дошкольного образовательного учреждения;
• настоящее Положение.
Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями
Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам
образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных
образовательных учреждениях.
Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение
ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в дошкольном
образовательном учреждении.
Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагогапсихолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога,
направленная на создание социально-психологических условий для успешного
развития в ситуациях дошкольного взаимодействия».
Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими
особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия
успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
Цели:
• содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства
в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования
дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению
психолого-педагогических основ социализации ребенка;
• помощь
администрации
и
педагогическому
коллективу
дошкольного
образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностноориентированного
и
воспитательно-образовательного
пространства,
обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития
индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия
всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных
представителей), педагогов и специалистов;
• содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех
возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного
учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и
развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Основные задачи:
• психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательнообразовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин
их возникновения, путей и средств их решения;

•
•
•
•

•
•

•

обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны
здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их
познавательных интересов и продуктивной деятельности;
содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей,
формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и
саморазвитию;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье
детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению
инновационных
педагогических
технологий
воспитания
и
обучения,
нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;
обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в
решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и
разработок в области психологии для практического использования в деятельности
педагогов и специалистов;
содействие распространению и внедрению в практику
дошкольного
образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной
психологии.

3. Структура психолого-педагогической службы
Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом, заместителя
заведующего по воспитательной работе и координируется нормативно-правовой и
методической базой научно-методического центра.
Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её
организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на
заведующего.
Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителялогопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц
дошкольного образовательного учреждения на основании документов об
образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим
нормативам в системе образования Российской Федерации.
Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами
ДОУ, окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология»,
«дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию,
имеющим диплом государственного образца.
В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и
специализированная.
Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом
участникам дошкольного образовательного учреждения: педагогам, родителям
(законнымпредставителям) воспитанников.
Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителемдефектологом, учителем-логопедом, врачом.
Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья,
в состав которой входят:

•

учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с
нарушениями речи;
• учитель-дефектолог, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения
развития;
• социальный педагог, который активно взаимодействует с семьей, контролируя
условия социального благополучия ребенка;
• медицинский персонал: педиатр наблюдает за здоровьем детей, медсестра
поддерживает соматически ослабленных воспитанников.
• все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое
сопровождение.
Эта структура представляет собой медико-психолого-социально-педагогический
консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий
образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями) воспитанников.
Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка
педагога- психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются
присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными)
для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов.
По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры
при переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение.
По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп осуществляются
адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция
психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через индивидуальные
и подгрупповые занятия.
По отношению к воспитанникам с ЗПР – осуществляются развивающие и
коррекционные групповые занятия, медико-психологическое сопровождение.
Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию
интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы.
Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательнообразовательной деятельности.
Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог
осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ,
утвержденных
Педагогическим
советом
и
диагностических
результатов
познавательных возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка,
проведенных на основе валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
Продуктивная
(основная)
деятельность
обеспечивается
полноценным
сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными
представителями) воспитанников ДОУ через:
• психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров –
тренингов, бесед);
• психопрофилактику;
• диагностическую работу;
• коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
• консультативную деятельность.
Основное время продуктивной деятельности используется педагогом-психологом на:
• психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям
дошкольного образовательного учреждения;

•

индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и
социально-психологических особенностей);
• групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к
школьному обучению, состояние эмоционально-психологического климата в
группе);
• индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований;
• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
• групповые коррекционно-развивающие занятия;
• просветительская работа (просветительские мероприятия);
• экспертная работа (мероприятия).
Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
• организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и
анализа имеющихся результатов).
Проведение
психологической
диагностики
и
коррекционных
занятий
осуществляется только с согласия родителей, а медико-психолого-социальнопедагогическое сопровождение каждого ребенка проводится согласно двухстороннего
договора с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских
собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования
личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального
применения.
Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического
климата в дошкольном образовательном учреждении.
Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива.
Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы).
5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как
и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за
сохранение протоколов обследований, ведение документации психологопедагогической службы в соответствии с формами установленного образца.
Каждый
специалист
психолого-педагогической
службы
дошкольного
образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за
проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции.
В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической
службы ДОУ:
• рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
• применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;

•

в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач
его полноценного психического и физического развития;
• выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения;
• взаимосвязаны с социальной службой;
• оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу
дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем
воспитательно-образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь
детям в решении их индивидуальных проблем;
• содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
педагогики, соблюдения прав детей;
• ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов;
• повышают свой профессиональный уровень.
Участники психолого-педагогической службы имеют право:
Педагог-психолог:
• на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
Все участники психолого-педагогической службы ДОУ:
• на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими
распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для
специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные
гарантии и др.);
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками,
родителями (законными представителями) и педагогическими работниками,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
• на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
• отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда
эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
• знакомиться
со
всей
имеющейся
документацией,
необходимой
для
профессиональной деятельности;
• обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также
по вопросам их социального положения и прочих;
• участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе
комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка;
• вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
• выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных
газетах, журналах и пр.;
• обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам.
6. Поощрения
За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового
Кодекса

Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются:
• качество и своевременность проводимых обследований по направлениям
деятельности;
• надежность принимаемых на их основе решений;
• эффективность
психолого-педагогических
воздействий
на
участников
воспитательно-образовательных отношений;
• качество оформления заключений и рекомендаций;
• уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении.
Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение
следующихпоказателей:
• увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое
обследование и получивших квалифицированную помощь;
• рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
• уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к
детскому саду;
• расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников,
получивших необходимую консультационную помощь;
• сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом
дошкольного образовательного учреждения;
• своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в
педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из
фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в
конечный результат.
Работу руководителя психолого-педагогической службы оценивает заместитель
заведующего
по
воспитательно-образовательной
работе
дошкольного
образовательного учреждения.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ
Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:
• план работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
• перспективный план работы с детьми на год, квартал;
• заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
• журнал консультаций педагога-психолога;
• журнал учета групповых форм работы;
• план психолого-социальной помощи ребенку;
• карта психологического обследования ребенка;
• программа работы педагога-психолога с группой.
• программа коррекционно-развивающих занятий с учетом:
- требований к авторским программам;
- журнал планирования и учета групповых занятий;
- журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.
• групповые тетради для рекомендаций педагогам;
• графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных,
позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы
дошкольного образовательного учреждения в целом.
В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:
• справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в
психологической и медико-педагогической помощи;

•
•

информацию о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога;
материалы из опыта работы по приоритетной деятельности.

8. Заключительные положения
Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующегодошкольным образовательным учреждением.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от ................. 202

г. №


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».