1. Направления работы с учетом контингента воспитанников ДОУ с нарушенным развитием Работа специалистов ДОУ с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, подразделяется на следующие направления: • консультативная работа; • информационно-просветительская работа; • коррекционно-образовательная. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушенным развитием и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, включает в себя консультирование специалистами ДОУ. Консультативная работа включает: • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушенным развитием, единых для всех участников образовательной деятельности; • консультирование специалистов ДОУ по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками; • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушенным развитием. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для детей с нарушенным развитием. Осуществляется специалистами, руководителями детского сада. Информационно-просветительская работа предусматривает: • различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные участникам образовательной деятельности – родителям (законным представителям), педагогическим работникам. Коррекционно-образовательная работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушенным развитием в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. 2. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ Коррекционно-образовательная работа (далее – КОР) специалистов детского сада осуществляется на основе диагностического, профилактического, коррекционноразвивающего аспектов обследования, обеспечивающих непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями. Коррекционно-образовательная работа включает: выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ (методик) и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; • коррекцию и развитие высших психических функций; • развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; • социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется программами коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителемдефектологом, тьютором. Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов в расписании непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в образовательной организации. Система коррекционно-образовательной работы предусматривает: • проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ, которая помогает выявить уровень и навыки воспитанников с речевой патологией и построить коррекционно-развивающую деятельность с учётом личностно-ориентированного подхода; • проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные); • создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие воспитанника; • отработку механизма взаимодействия педагогов (учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре); • применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов. Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ с воспитанниками определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПк), результатов логопедической диагностики и обеспечивает: • выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии; • осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк); • возможность освоения детьми с отклоняющимся развитием основной образовательной программы дошкольного образования, индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Логопедические занятия, осуществляющие коррекционно-развивающую работу, должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов». Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий коррекционноразвивающей работы: • для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); • для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); • для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно- развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: • для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; • для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; • для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; • для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; • для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет: • с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60 часов); • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов; • с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 • • • • • • • • • • • • занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий коррекционноразвивающей работы, который является финансовым документом. Ответственность за посещение логопедических занятий воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением. На логопедические занятия также зачисляются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи: общее недоразвитие речи (ОНР); фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); фонематическое недоразвитие речи (ФНР); фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи). На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы (см. Приложения 3, 4). В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачамиспециалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию. Основной формой проведения занятий являются групповые. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта: с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек; с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек; с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек; с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек; минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника. 3. Участники коррекционно-образовательной деятельности Участниками коррекционно-образовательных отношений ДОУ являются ребенок, родители (законные представители) воспитанника, учитель-логопед, воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- дефектолог, тьютор. • • • • • • • В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического, физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекции её недостатков. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов их обучения. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию, утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением. Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе, является учитель-логопед. Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно: формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения; исправление ошибок в речи воспитанников; стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью; обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; консультирование родителей (законных представителей); обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников. 4. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования воспитанников, обращает их внимание на особенности речевого развития. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач коррекционно-образовательной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки воспитанников – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для воспитанников с речевой патологией. Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков. Воспитателю рекомендуется: • формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умения во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать воспитанникам разнообразие впечатлений; • сочетать все виды деятельности детей с развитием речи; • вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные воспитанниками на занятиях; • • • • • • • • • уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсии. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться: ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями; проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений; логопедизация режимных моментов и занятий; проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики; проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественнотворческой деятельности, интегрируя логопедические цели; создание в группе условий, способствующих активизации речи детей; систематический контроль за речью воспитанников не только во время занятий, но и в режимные моменты; объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям (законным представителям) для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики. 5. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с учителем-логопедом проводит логоритмические занятия. На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис (способность выполнять ряд заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда областей коры, у правшей преимущественно левого полушария головного мозга), артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса). В процессе совместной работы могут использоваться: • музыкальные произведения различных жанров; • логоритмические упражнения; • упражнения на развитие координацию движений; • игры и упражнения на развитие дыхания; • игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность); • упражнения на развитие мимических движений. 6. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре Обследование воспитанников, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений. Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре: • • • постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания); развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук); расширение и обогащение лексического запаса. 7. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: • достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности воспитанников; • хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая пространственная ориентировка; • эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха. Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа и позволяет: • развить познавательную активность воспитанника; • обогатить словарь; • усвоить лексико-грамматические категории; • корригировать психические процессы; • развить монологическую и диалогическую речь; • корригировать моторные функции; • развить творческие способности. Совместно с дефектологом учитель-логопед осуществляет: • разработку адаптированных программ; • подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов для педагогов ДОУ; • организацию родительского сообщества «Школы для родителей»; • организацию психолого-педагогического консилиума; • интегрированные логопедические занятия. 8. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и тьютора Взаимодействие учителя-логопеда и тьютора осуществляется в трех направлениях: • в процессе воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями; • в процессе социализации воспитанника; • в процессе работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Одной из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в образовательной деятельности является индивидуальная помощь воспитаннику с органичеными возможностями. Основная задача учителя-логопеда и тьютора в процессе воспитания и обучения – помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в формировании основ познавательной и образовательной деятельности. 9. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) Работу по взаимодействию ДОУ и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года. • • • • • • • • • • • • • Целью взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) является: объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей (законных представителей) желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам); активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в себя: анкетирования, опросы; родительские собрания; мастер-классы, семинары практикумы; индивидуальные и групповые встречи, консультации, «пятиминутки»; просмотры занятий; размещение стендовых консультаций; домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями; организация родительского сообщества «Школа для родителей»; обмен с родителями видео роликами о динамике развития и достижениях ребенка, размещение актуальной информации лично в социальных сетях. 10. Распределение обязанностей между специалистами ДОУ Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения: • является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком; • осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе; • планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию воспитанников с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ; • консультирует воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации коррекционно-образовательной деятельности и взаимодействия всех детей группы; • помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий; • своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников; • определяет уровень и структуру дефекта; • проводит курс коррекции речевых недостатков; • способствует всестороннему развитию речи; • координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; • проводит совместные занятия с другими специалистами; • способствует формированию общей культуры личности, социализации; • обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; • строго соблюдает принципы педагогической этики; • выполняет распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности; осуществляет систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещает занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе. Учитель-логопед ведет необходимую документацию: речевую карту на каждого воспитанника, план организации совместной деятельности всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения; планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий; тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре); тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями; в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы; проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии; распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей. Воспитатель логопедической группы: закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе; обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников; планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит образовательные занятия со всей группой детей; планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; создаёт доброжелательную обстановку в группе; соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями; закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов; развивает психические процессы и мелкую моторику рук; консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье; ведёт работу с родителями (законными представителями) по популяризации логопедических знаний. Воспитатель ДОУ ведёт необходимую документацию: планы (перспективные и календарные фронтальных занятий); тетради взаимосвязи со специалистами детского сада; в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-образовательной деятельности. Музыкальный руководитель: развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмикомелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса; формирует певческое и речевое дыхание; обогащает словарь детей по лексическим темам; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах; участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует досуг; проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей; развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников; взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.; консультирует родителей (законных представителей) и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств. Музыкальный руководитель ведёт соответствующую документацию: планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми; план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.; аналитический отчет о результатах работы за год. Инструктор по физической культуре: обеспечивает физическое развитие всех воспитанников; планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы; создаёт доброжелательную обстановку на занятиях; соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями; закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций учителя-логопеда; развивает психические процессы и мелкую моторику рук; консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье; ведёт работу с родителями. Инструктор по физической культуре ведёт необходимую документацию: планы (перспективные и календарные фронтальных занятий); тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп, учителем-логопедом; в конце учебного года участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы; план организации и проведения совместной деятельности детей на физкультурных занятиях, спортивных мероприятиях, досугах, праздниках и т.п.; аналитический отчет о результатах работы за год. Педагог-психолог: участвует в разработке индивидуальной программы развития для каждого воспитанника; проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу; оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; внедряет в практику методы психолого-лекционной работы с воспитанниками, имеющими недоразвитие речи. Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения: • • • • • • • • • • • проводит углубленную диагностику развития познавательной деятельности воспитанника; прослеживает динамику развития воспитанников; определяет оценку интеллектуальной готовности к обучению в общеобразовательной организации; способствует формированию у педагогического коллектива и родителей (законных представителей) информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды; контролирует качество проведения коррекционно-образовательной работы педагогов с детьми. Основными обязанностями тьютора являются: ведение базы данных воспитанников с ОВЗ; проведение контроля за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов; подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной деятельности; осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими образовательных потребностей, интересов; взаимодействие с педагогами с целью реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ; проведение работы по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов воспитанников с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение помещения для логопедических занятий Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающих трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий – оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. Логопедическое помещение финансируется ДОУ, на базе которого он создан. 14. Заключительные положения Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ является локальным нормативным актом, рассматривается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего Положения. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.