Положение о взаимодействии учителя-логопеда ДОУ со специалистами

1. Направления работы с учетом контингента воспитанников ДОУ с нарушенным
развитием
Работа специалистов ДОУ с воспитанниками, имеющими речевые
нарушения, подразделяется на следующие направления:
• консультативная работа;
• информационно-просветительская работа;
• коррекционно-образовательная.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
детей с нарушенным развитием и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации воспитанников, включает в себя
консультирование специалистами ДОУ.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с детьми с нарушенным развитием, единых для всех участников
образовательной деятельности;
• консультирование специалистов ДОУ по выбору индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с воспитанниками;
• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с нарушенным развитием.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной
деятельности для детей с нарушенным развитием. Осуществляется специалистами,
руководителями детского сада.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы,
консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные
стенды, печатные материалы, СМИ, презентации), направленные участникам
образовательной деятельности – родителям (законным представителям),
педагогическим работникам.
Коррекционно-образовательная
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков детей с нарушенным развитием в условиях ДОУ, способствует
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных
навыков.
2. Коррекционно-образовательная деятельность в ДОУ
Коррекционно-образовательная работа (далее – КОР) специалистов детского сада
осуществляется на основе диагностического, профилактического, коррекционноразвивающего аспектов обследования, обеспечивающих непрерывное возрастание
речевого,
интеллектуально-психического,
художественно-эстетического
и
физического развития детей с речевыми нарушениями.
Коррекционно-образовательная

работа

включает:

выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ (методик) и
приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
• организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка и
психокоррекцию его поведения;
• социальную защиту воспитанника в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Содержание коррекционно-образовательной работы определяется программами
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с педагогом-психологом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителемдефектологом, тьютором.
Учитель-логопед является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный
календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого
дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию,
введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных
моментов в расписании непосредственной образовательной деятельности (далее –
НОД), практическому овладению детьми навыками словообразования и
словоизменения, что помогает личностному росту воспитанника, формированию
уверенного поведения, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем
– успешному обучению в образовательной организации.
Система коррекционно-образовательной работы предусматривает:
• проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ, которая помогает
выявить уровень и навыки воспитанников с речевой патологией и построить
коррекционно-развивающую деятельность с учётом личностно-ориентированного
подхода;
• проведение занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные);
• создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое
развитие воспитанника;
• отработку механизма взаимодействия педагогов (учителя-логопеда, воспитателя,
педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической
культуре);
• применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую
деятельность детей-логопатов.
Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ с воспитанниками
определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПк), результатов логопедической диагностики
и обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии;
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи воспитанникам с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк);
• возможность освоения детьми с отклоняющимся развитием основной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
индивидуальной
коррекционно-развивающей программы.
Логопедические занятия, осуществляющие коррекционно-развивающую работу,
должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной

программы, разновозрастных

групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети,
осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые
по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в
медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в
развитии устной речи.
Для детей, получающих образование вне детского сада (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное
учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по
форме 026/у-2000
«Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и
среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».
Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий коррекционноразвивающей работы:
• для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПк с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПк с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в
освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии
и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
• для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
дошкольным образовательным учреждением.
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания
предметно- развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
• для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
• для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
• для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
• для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
• для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
Продолжительность
коррекционно-развивающего
обучения
детей
определяется
структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:
• с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от
45 до 60 часов);
• с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма,
обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием
речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года),
примерно от 45 до 60 часов;
• с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными
общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий;
имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95
часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.
Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления
речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту
воспитанников.
Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий коррекционноразвивающей работы, который является финансовым документом.
Ответственность за посещение логопедических занятий воспитанниками несут
учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий
дошкольным образовательным учреждением.
На логопедические занятия также зачисляются воспитанники детского сада
старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи:
общее недоразвитие речи (ОНР);
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого
аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим,
фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.
В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии
устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетикофонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой
отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы (см. Приложения 3, 4).
В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия
родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачамиспециалистами
(невропатологом,
детским
психиатром,
отоларингологом,
офтальмологом и др.) или на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Основной формой проведения занятий являются групповые. Предельная
наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в
развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек.
В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого
дефекта:
с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим
недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5
человек;
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;
с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;
минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.

3. Участники коррекционно-образовательной деятельности
Участниками коррекционно-образовательных отношений ДОУ являются ребенок,
родители (законные представители) воспитанника, учитель-логопед, воспитатели,
педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
учитель- дефектолог, тьютор.

•
•
•
•
•
•
•

В ДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического, физического
здоровья,
обеспечение
спокойной
и
доброжелательной
атмосферы
жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии
речи и коррекции её недостатков.
Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности ДОУ в соответствии с его
Уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером
коррекционных методов их обучения.
Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их
родителей (законных представителей) по вопросам развития речи.
Специалисты детского сада проводят занятия строго по расписанию,
утверждённому заведующим дошкольным образовательным учреждением.
Основным ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционнообразовательную работу в группе, является учитель-логопед.
Коррекционно-воспитательные задачи, которые педагоги, работающие с детьми с
речевыми нарушениями, решают совместно:
формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения
пользоваться вербальными способами общения;
исправление ошибок в речи воспитанников;
стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования
самостоятельной речью;
обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
консультирование родителей (законных представителей);
обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей воспитанников.

4. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
воспитателя
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами
обследования воспитанников, обращает их внимание на особенности речевого
развития.
Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и
задач коррекционно-образовательной работы по развитию речи в повседневной
жизни и соотносится с задачами логопедического занятия.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и
в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки воспитанников – не
случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так
как она служит образцом для воспитанников с речевой патологией.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей,
тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя
коррекционную работу в различных направлениях.
Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а
воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Воспитателю рекомендуется:
• формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и
умения во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать
воспитанникам разнообразие впечатлений;
• сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
• вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием
учителя-логопеда и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки,
полученные воспитанниками на занятиях;

•

•
•
•
•
•
•
•
•

уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок,
экскурсии.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с
воспитателями может использоваться:
ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению,
расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и
мотивационную базу для формирования речевых умений;
логопедизация режимных моментов и занятий;
проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной,
мелкой и общей моторики;
проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественнотворческой деятельности, интегрируя логопедические цели;
создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
систематический контроль за речью воспитанников не только во время занятий, но и
в режимные моменты;
объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям (законным
представителям) для закрепления пройденного материала во время домашних
занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря,
закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной
моторики.

5. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную
жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые
музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с
учителем-логопедом проводит логоритмические занятия.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой
моторики (координация движений, ручной праксис (способность выполнять ряд
заученных движений в определенной последовательности, ведущей к достижению
намеченной цели, организуемых взаимодействием вторичных и третичных зон ряда
областей коры, у правшей преимущественно левого полушария головного мозга),
артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений,
постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр,
выразительность, сила голоса).
В процессе совместной работы могут использоваться:
• музыкальные произведения различных жанров;
• логоритмические упражнения;
• упражнения на развитие координацию движений;
• игры и упражнения на развитие дыхания;
• игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса,
выразительность);
• упражнения на развитие мимических движений.
6. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
инструктора по физической культуре
Обследование воспитанников, имеющих речевую патологию, часто показывает
наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную
неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений,
нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план
коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре:

•
•
•

постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания,
отработка нижнего диафрагмального дыхания);
развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (пальцы рук);
расширение и обогащение лексического запаса.

7. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
учителя-дефектолога
Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов:
• достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов
(внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности
воспитанников;
• хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая
пространственная ориентировка;
• эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в
работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной
коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального
заказа и позволяет:
• развить познавательную активность воспитанника;
• обогатить словарь;
• усвоить лексико-грамматические категории;
• корригировать психические процессы;
• развить монологическую и диалогическую речь;
• корригировать моторные функции;
• развить творческие способности.
Совместно с дефектологом учитель-логопед осуществляет:
• разработку адаптированных программ;
• подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, тренингов для педагогов ДОУ;
• организацию родительского сообщества «Школы для родителей»;
• организацию психолого-педагогического консилиума;
• интегрированные логопедические занятия.
8. Организация взаимодействия образовательной деятельности учителя-логопеда и
тьютора
Взаимодействие учителя-логопеда и тьютора осуществляется в трех направлениях:
• в процессе воспитания и обучения ребенка с особыми образовательными
потребностями;
• в процессе социализации воспитанника;
• в процессе работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.
Одной из основных форм взаимодействия учителя-логопеда и тьютора в
образовательной деятельности является индивидуальная помощь воспитаннику с
органичеными возможностями.
Основная задача учителя-логопеда и тьютора в процессе воспитания и обучения –
помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в формировании основ
познавательной и образовательной деятельности.
9. Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными
представителями)
Работу по взаимодействию ДОУ и семьи педагоги выстраивают в процессе
личностного
ориентированного
общения.
Основой
общения
являются
индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в
результате обследования в начале учебного года.

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Целью
взаимодействия
учителя-логопеда
с
родителями
(законными
представителями) является:
объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с
речевой патологией;
сформировать у родителей (законных представителей) желание помогать своему
ребёнку, общаться с ним;
уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения
(радоваться успехам);
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных
представителей), поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях.
Непрерывная связь с родителями (законными представителями) осуществляется с
помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы и включает в
себя:
анкетирования, опросы;
родительские собрания;
мастер-классы, семинары практикумы;
индивидуальные и групповые встречи, консультации, «пятиминутки»;
просмотры занятий;
размещение стендовых консультаций;
домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями;
организация родительского сообщества «Школа для родителей»;
обмен с родителями видео роликами о динамике развития и достижениях ребенка,
размещение актуальной информации лично в социальных сетях.

10. Распределение обязанностей между специалистами ДОУ
Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения:
• является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы,
проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет
интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с
каждым ребенком;
• осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных
звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми
навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой
коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему обучению в школе;
• планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную
интеграцию воспитанников с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ;
• консультирует воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации
коррекционно-образовательной деятельности и взаимодействия всех детей группы;
• помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий;
• своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников;
• определяет уровень и структуру дефекта;
• проводит курс коррекции речевых недостатков;
• способствует всестороннему развитию речи;
• координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми
нарушениями;
• проводит совместные занятия с другими специалистами;
• способствует формированию общей культуры личности, социализации;
• обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
• строго соблюдает принципы педагогической этики;
• выполняет
распоряжения
администрации
дошкольного
образовательного
учреждения;

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной
деятельности;
осуществляет систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями
детей, имеющих речевые нарушения, посещает занятия с целью выработки
правильного речевого режима в группе.
Учитель-логопед ведет необходимую документацию:
речевую карту на каждого воспитанника, план организации совместной деятельности
всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения;
планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий;
тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю,
музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре);
тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями;
в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и
аналитический отчет о результатах коррекционной работы;
проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими
нарушения в речевом развитии;
распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
Воспитатель логопедической группы:
закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков,
интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь
детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих
занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения, экскурсии, режимные моменты,
помогает ребенку адаптироваться в коллективе;
обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников;
планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит
образовательные занятия со всей группой детей;
планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность
всех воспитанников группы;
создаёт доброжелательную обстановку в группе;
соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми
нарушениями с учетом рекомендаций специалистов;
развивает психические процессы и мелкую моторику рук;
консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми
нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведёт работу с родителями (законными представителями) по
популяризации
логопедических знаний.
Воспитатель ДОУ ведёт необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий);
тетради взаимосвязи со специалистами детского сада;
в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на
каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам
коррекционно-образовательной деятельности.
Музыкальный руководитель:
развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмикомелодическую сторону, силу, высоту, тембр голоса;
формирует певческое и речевое дыхание;
обогащает словарь детей по лексическим темам;

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических
движений, игры на детских музыкальных инструментах;
участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в
деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы
ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует досуг;
проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные,
подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их
психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников;
взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации
совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях,
утренниках и т.д.;
консультирует родителей (законных представителей) и педагогов по использованию
в воспитании ребенка музыкальных средств.
Музыкальный руководитель ведёт соответствующую документацию:
планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий с детьми;
план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных
занятиях, досугах, праздниках и т.п.;
аналитический отчет о результатах работы за год.
Инструктор по физической культуре:
обеспечивает физическое развитие всех воспитанников;
планирует (вместе с другими специалистами) и организует совместную деятельность
всех воспитанников группы;
создаёт доброжелательную обстановку на занятиях;
соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях;
обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми
нарушениями с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
развивает психические процессы и мелкую моторику рук;
консультирует родителей (законных представителей) воспитанников с речевыми
нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье;
ведёт работу с родителями.
Инструктор по физической культуре ведёт необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий);
тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп, учителем-логопедом;
в конце учебного года участвует в составлении характеристики на каждого
воспитанника группы;
план организации и проведения совместной деятельности детей на физкультурных
занятиях, спортивных мероприятиях, досугах, праздниках и т.п.;
аналитический отчет о результатах работы за год.
Педагог-психолог:
участвует в разработке индивидуальной программы развития для каждого
воспитанника;
проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу;
оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям)
и
специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
внедряет в практику методы психолого-лекционной работы с воспитанниками,
имеющими недоразвитие речи.
Учитель-дефектолог дошкольного образовательного учреждения:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

проводит углубленную диагностику развития познавательной деятельности
воспитанника;
прослеживает динамику развития воспитанников;
определяет оценку интеллектуальной готовности к обучению в общеобразовательной
организации;
способствует формированию у педагогического коллектива и родителей (законных
представителей) информационной готовности к коррекционной работе, оказание им
помощи в организации полноценной речевой среды;
контролирует качество проведения коррекционно-образовательной работы педагогов
с детьми.
Основными обязанностями тьютора являются:
ведение базы данных воспитанников с ОВЗ;
проведение контроля за разработкой индивидуальных образовательных маршрутов,
учебных планов, проектов;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательной
деятельности;
осуществление педагогической поддержки воспитанников в проявлении ими
образовательных потребностей, интересов;
взаимодействие с педагогами с целью реализации индивидуальных образовательных
маршрутов детей с ОВЗ;
проведение работы по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных
запросов воспитанников с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

13. Материально-техническое
и
финансовое
обеспечение
помещения
для
логопедических занятий
Для логопедического помещения выделяется кабинет в детском саду, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности,
условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически
оформлен.
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающих
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
рекомендуется
предусматривать
рабочую
зону
учителя-логопеда,
зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую
зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону
коррекционно-развивающих
занятий
–
оборудовать
приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в
зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.
Логопедическое помещение финансируется ДОУ, на базе которого он создан.
14. Заключительные положения
Настоящее Положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ
является локальным нормативным актом, рассматривается на Педагогическом совете
и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.

Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего
Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».