Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»
юридический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13
фактический адрес: 624480 г. Североуральск, ул. Циолковского, 13, Молодежная 7А
электронный адрес: skazkads4@mail.ru
адрес официального сайта: http: 4svur.tvoysadik.ru
контактные телефоны: (34380) 2-42-06, 2-33-48
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от « 31 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего МАДОУ № 4
от « 31» августа 2023 г. № 142

СОГЛАСОВАНО:
Заседанием Совета родителей
Протокол от»31» августа 2023 г. № 1

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 4»
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г. с изменениями,
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" с
изменениями, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного
образовательного учреждения (далее-ДОУ).
Данное Положение является локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях
организации новых форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения
их в единое пространство детского развития в ДОУ.
Положение вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных
представителей) в единое пространство детского развития.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и
родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров
у воспитанников ДОУ.
Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с семьями
воспитанников, критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей, документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.

2. Основные направления, цели и задачи работы
Основные направления работы:
•
работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
•
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
•
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
•
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом.
Цели взаимодействия:
•
создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
•
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ;
•
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
Основные задачи работы:
•
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
•
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника ДОУ;
•
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
•
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей
и необходимой коррекции нарушений их развития;
•
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициативсемьи;
•
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации);
•
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических
возможностях;
•
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
•
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и
педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
•
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
•
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников
в области защиты прав и достоинств ребенка;
•
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам

воспитания:
физического,
социально-коммуникативного,
художественно-эстетического, познавательного, речевого, технического развитиядетей;
•
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с
семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
•
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
•
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
•
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и
развития ребенка;
•
принцип непрерывности преемственности между ДОУ и семьёй воспитанника на всех
ступенях обучения;
•
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
•
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
•
принцип доброжелательности всех участников содружества;
•
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого принуждения);
•
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и
творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
•
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
•
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
•
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который принимает детским садом и конкретными условиями
работы.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
•
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
•
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
•
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
•
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной

деятельности.
Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
•
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
•
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
•
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системеобщечеловеческих
и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
•
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
•
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
•
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
•
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям
традиционной культуры;
•
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:
доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
•
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников ДОУ.
Методы и формы организации взаимодействия с родителями (законными
представителями):
•
посещение семей на дому;
•
анкетирование;
•
наглядная пропаганда педагогических знаний;
•
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта
работы;
•
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
•
круглые столы;
•
деловые игры;
•
тренинги;
•
почта доверия;
•
семейные проекты;
•
творческие проекты;
•
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
•
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
•
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
Организация методической работы с педагогами:
•
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование

ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации
по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
•
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
•
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
•
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в ДОУ, формирование партнерского сообщества работников, детей
и их родителей (законных представителей) воспитанников.
Условия внутреннего взаимодействия:
•
создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
•
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поученийна
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы
друг друга;
•
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
•
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога.
Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива ДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими ДОУ.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного
образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых вобразовательную
деятельность.
Обеспечивать открытость дошкольного образования.
Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических
интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
Проявление у родителей (законных представителей) осознанного отношения к
воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах,
объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в ДОУ.
Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в ДОУ.
Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников
при планировании содержания мероприятий;
•
разнообразие планируемых форм работы;
•
планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих
группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
•
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
дошкольном образовательном учреждении.
Критерии анализа планов воспитательной и образовательной работы педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем ДОУ.
Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
•
посещать
групповые
родительские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.
Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав

которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители,
представители Учредителя.
Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
•
определение основных направлений развития ДОУ;
•
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных
отношений;
•
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
детском саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
•
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному
развитию воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
•
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
В перечень документации включены:
•
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по ДОУ на
учебный год;
•
протоколы групповых родительских собраний;
•
конспекты мероприятий;
•
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге.
Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
Советом родителей и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».