1. Общие положения: Наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж не более 5 лет. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного воспитателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также знание дошкольных методик. 2. Цели и задачи наставничества: Цель наставничества – обобщение и распространение педагогического опыта через оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении. Задачи наставничества: - привить молодым педагогам интерес к педагогической деятельности; - ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; - способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ. 3. Организационные основы наставничества: Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ. Руководство деятельностью наставников осуществляет старший воспитатель. Наставниками могут быть педагоги 1 и высшей квалификационной категории. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов. Кандидатуры наставников утверждаются приказом по ДОУ на 3 учебных года. Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подшефного. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым педагогом целей и задач в период наставничества. 4. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого педагога по занимаемой должности. Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом образовательной деятельности. Разрабатывать совместно с молодым педагогом план по профессиональному самообразованию, давать конкретные задания и определять срок их выполнения, контролировать работу, оказывать необходимую помощь. Оказывать молодому педагогу индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки. Развивать положительные качества молодого педагога, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в ДОУ, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия. Подводить итоги профессиональной адаптации молодого педагога, составлять отчет по результатам наставничества, с предложениями по дальнейшей работе молодого педагога. 5. Права наставника: Подключать с согласия заместителя заведующего по ВМР других работников для дополнительного обучения молодого педагога. 6. Обязанности молодого педагога: Изучать Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты, определяющие его деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности. Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности. Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 7. Права молодого педагога: Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать свою профессиональную честь и достоинство в рамках принятой в ДОУ профессиональной этики. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью. Повышать квалификацию удобным для себя способом. 8. Руководство работой наставника: Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя. Старший воспитатель обязан: - создать необходимые условия для совместной работы молодого педагога и его наставника; - посетить отдельные занятия и мероприятия, проводимые наставником и молодым педагогом; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми педагогами; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ. 9. Документы, регламентирующие наставничество: К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - протоколы заседаний педагогического совета; - методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству. Ежегодно старшему воспитателю представляются следующие документы. Наставник: - план работы с молодым педагогом; - отчет о проделанной работе с оценкой и предложениями по дальнейшей работе молодого педагога. Молодой педагог: - план профессионального становления; - отчет о проделанной работе. Приложение № 1 к приказу № 142 от 29.08.2018 г. АНКЕТА для молодых педагогов 1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? Да Нет Частично 2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? - в планировании образовательной деятельности; - в проведении непосредственной образовательной деятельности; - в проведении групповых мероприятий; - в общении с воспитанниками, их родителями - другое (допишите) 3. Что представляет для вас наибольшую трудность? - формулировать задачи непосредственной образовательной деятельности; - выбирать соответствующие методы и приемы для реализации задач непосредственной образовательной деятельности; - мотивировать деятельность воспитанников; - создавать проблемно-поисковые ситуации в образовательной деятельности; - активизировать деятельность воспитанников на занятии; - организовывать сотрудничество между воспитанниками; - организовывать само и взаимоконтроль воспитанников; - другое (допишите) 4. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора): - cамообразованию; - практико-ориентированному семинару; - курсам повышения квалификации; - мастер-классам; - индивидуальной помощи со стороны наставника; - другое (допишите) Приложение № 2 к приказу № 142 от 29.08.2018 г. ПАМЯТКА молодому воспитателю Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как педагогу-наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем. Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы: - сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в детском саду не первый год); - написать характеристику группы; - определить цель, поставить воспитательные задачи. Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний. Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования. Вы можете включить в план работы следующие разделы: - занятия; - участие в дошкольных мероприятиях; - дела группы; - работа с родителями; - индивидуальная работа с воспитанниками Приготовьтесь к тому, что воспитатель ведет следующую документацию: - рабочая программа; - журнал посещаемости; - план воспитательной работы; - психолого-педагогические карты изучения личности воспитанников (по необходимости); - папки с разработками воспитательных мероприятий. Составьте себе памятку: - группа, закрепленная за вами; - прикрепленный дошкольный участок; - список многодетных и социально не защищенных семей; - сведения об воспитанниках группы и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона; - педсоветы; - расписание занятий группы; - расписание по личной учебной нагрузке; - дни рождения воспитанников по месяцам; - дела, которые требуют предварительной подготовки; - акции, в которых могут принять участие родители. Приложение № 3 к приказу № 142 от 29.08.2018 г. Рекомендации для педагога-наставника по планированию работы с молодым педагогом № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование мероприятий Изучить анкетные данные специалиста Ознакомить специалиста с историей и традициями ОУ Оказать помощь специалисту в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ Провести со специалистом беседу о профессиональной этике Подобрать и рекомендовать специалисту для изучения перечень специальной литературы, провести с ним беседу Оказать помощь в разработке плана проведения мероприятий Оказать методическую помощь На конкретных примерах объяснить порядок, формы и методы взаимодействия с другими организациями Подготовить характеристику на закрепленного специалиста ФИО педагога-наставника: « » 2018 г. Приложение № 4 к приказу № 142 от 29.08.2018 г. Примерная форма индивидуального плана по осуществлению наставничества над молодым педагогом № Выполняемые мероприятия Время ДАТА 1 2 ДАТА 1. 2. Метод выполнения Отметка о выполнении Приложение № 5 к приказу № 142 от29.08.2018 г. Отчет о проделанной работе по организации наставничества за 2018-2019 год Наименование ДОУ Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника Педагогический стаж работы наставника Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом Шкала оценок 1 2 3 4 не соответствует частично соответствует (знания и соответствует требованиям (знания превосходит требования требованиям (знания и навыки недостаточные, отрывочные достаточно полные, но имеются вопросы, (знания исчерпывающие, владение навыками и несистематизированные, требующие дополнительной умения уверенно применяются отсутствует) неуверенно применяются на консультации, владение навыками на практике) практике) достаточно уверенное) Профессиональные знания и умения № Наименование выполненных мероприятий по Дата начала Дата окончания Оценка Оценка Комментарии осуществлению наставничества наставника руководителя 1 2 Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя) Руководитель подпись Ф.И.О. Наставник подпись Ф.И.О. Педагог с результатами наставничества ознакомлен « » 20 _г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) « « » » г. 20 20 г.